Найти тему
Remont1969

Американский танковый тупик. U.S.Navy 1. 1917. Первый флотский танк.

Рассказ об использовании "фальшивых танков" для первоначального обучения моряков в Соединённых Штатах Америки.

Sham Battle Tank U.S.Navy 1 /Импровизированный танк ЮСНэви 1.

Страна: США

Год выпуска: 1917

Производитель: Naval Training Center Great Lakes

Кол-во выпущенных: 1 +2

Производитель шасси: Bullock Tractor Company of Chicago, Illinois, U.S.A

Шасси: Creeping Grip Senior

Полная масса: 12-15 тонн

Двигатель: 60 л.с.

Легко жить офицерам в тоталитарном государстве, призыв обеспечивает наличие достаточного числа "пушечного мяса" вне зависимости от взглядов этого самого мяса на свой призыв. Хуже если армия добровольная. Для начала необходимо обеспечить приличную рекламу, что волонтеру будет за то, что он возьмёт в руки винтовку, потом доказать, что он оттуда, куда его направляют вернётся и вообще все будет отлично - путешествие по всему миру за счет государства. Поэтому когда с началом Первой мировой войны если у кого в САСШ и были иллюзии о возможности пересидеть за морем, то у очень немногих. Армию и особенно флот нужно было увеличить в разы. С отсутствием средств массовой информации немаловажную роль играли парады и ярмарки на которых простому американцу доходчиво пытались объяснить, почему именно сейчас это святое дело. Газеты и радио не стеснялись рассказывать о придуманных зверствах германцев, а длинноногие девушки наглядно показывать, что они вот только для мальчика в униформе и больше не для кого. Вселению иллюзий о том, что солдат вернется назад были макеты боевой техники, которые изображали бронеавтомобили и танки.

Очередь добровольцев на военной базе.
Очередь добровольцев на военной базе.

А вот что делать дальше, когда волонтёр найден и отправлен в лагерь проходить КМБ. Когда неожиданно обнаружится, что у армии в которую ты вступил нет современного оружия от слова совсем - нет танков, бронемашин и современной артиллерии. Правильный для власти ответ - продолжать дальше делать то, что она делала всегда - строить потемкинские деревни, правда в их роли будут выступать макеты боевой техники. Всегда можно оправдаться тем, что настоящая техника уже плывет в Европу. В национальной гвардии поставили подобный подход на поток - импровизированные "танки" на шасси гусеничных тракторов Холт и Бест не только принимали участие в парадах, но и участвовали в совместных учениях с нацгвардейцами и даже снимались в кино. Когда начался призыв добровольцев во флот и морякам пришлось придумать, как им обучать новобранцев. Конечно американские моряки сделали наиболее эффектное рекрутерское агентство - огромный линкор Рекруит в центре Нью-Йорка.

-2

Самый большой в САСШ центр по обучению рекрутов открылся в Северном Чикаго в 1911 - Морской учебный центр Великие озера (Naval Training Center Great Lakes). Первый рекрут, некто Джозефф Грегг (Joseph Gregg) прибыл на Великие озера 1 июля 1911 года. Казалось бы Великие озера это совсем не море. Но как показал опыт военных моряков лучшие матросы рекрутировались га Среднем Востоке САСШ. С большим запасом были построены казармы и оборудован учебный центр для подготовки новобранцев базовым премудростям морского дела.

-3

В январе 1917-го в лагере было всего 618 моряков, но со вступлением Штатов в Великую войну в 1917-м число обучающихся выросло в сто раз, до 50 тысяч в августе. Новобранцев не только учили морским премудростям, но и готовили к войне на суше. Противостояние на море с германским флотом было условным, японцы, что удивительно, были на стороне союзников Америки и руководство страны предполагало возможность использования морской пехоты, да и флотских экипажей на суше. Так как к середине 1917-го года применение танков на поле боя уже стало общеизвестным фактом, руководство морской школы не могло пройти мимо и на базе построили "импровизированный" танк, а скорее макет танка на гусеничном шасси. Примером для моряков стали гусеничные машины построенные Холтом и Бестом, в особенности видимо Holt G9, ставший звездой последнего эпизода фильма "Отечество". Громко названный Танк американского флота №1 - U.S.Navy 1 был собран из листового железа на шасси полугусеничного трактора.

-4

В качестве шасси для импровизации был взят полугусеничный трактор Creeping Grip фирмы Bullock Tractor Company of Chicago. В отличие от Холта и Беста, заводы которых находились на западной побережье страны, Баллок был фирмой из Иллинойса и скорее всего сам оказал содействие военным морякам в строительстве макета. Если рассматривать этот трактор по сравнению с гораздо более распространенными конкурентами, то машина Баллока однозначно выигрывает. Особенно интересно был реализован гусеничный ход с качающимися гусеницами, что обеспечивала трактору отличную проходимость. Двойные передние колеса давали лучшую управляемость. Не зря именно с экспериментов с шасси Bullock Creeping Grip Texas начали британские конструкторы танков из фирмы Фостер, которые заказав удлиненные гусеницы построили первый прототип настоящего танка Маленький Вилли, который совсем неочевидным образом в итоге превратился в классический танк-"ромб". Именно поэтому фирма Баллока в отличие от Холта могла повесить себе "медаль" за настоящее участие в создании первого танка.

Bullok Creeping Grip Tractor Senior
Bullok Creeping Grip Tractor Senior

То что можно назвать бронекорпусом у U.S.Navy 1 было срисовано даже не с танков, а с легендарного монитора-броненосца южан "Меримак". Спереди машина имела наклонную лобовую броню, так же наклонной была броня крыши. Сверху на крыше были расположены две смотровые башенки - командирская и помощника водителя, так как у него самого не просто была плохая видимость вперед, а её не было совсем, что было вызвано особенностями используемого шасси с центральным расположением мотора и отсутствием грузового кузова. Причем Баллок имел сзади бак, а пост управления был сдвинут ближе к центру и это было лучше для бронирования по сравнению с Holt 75 b Best 75. В лобовой и кормовой части были установлены макеты пулеметов, а в бортах оборудованы по три пушечных портах. В итоге получался этаких броненосец на колёсах и гусеницах.

-6

Для привыкания к боевой работе рядом с гусеничным монстром и этого должно было парням из Иллинойса хватать за глаза, тем более что воевать они учились явно к войне 19-го века, когда плотные цепи шли в наступление, правда сейчас в сопровождении учебного танка, который по мысли офицеров должен был подавить все пулемётные гнёзда противника, не зря же у него было сразу 6 пушек, точнее макетов пушек. Когда уже всем вообще стало известно, что никаких многопушечных крейсеров на гусеницах не существует в тренировочном лагере "замаскировали" импровизированный танк во что-то похожее на тканевую накидку. Так как нет никакой информации о строительстве U.S.Navy 2, то с высокой степенью вероятности роль танка-макета играл тот же одетый в железо трактор Баллок, только ставший ещё более условным - просто что=-то на гусеницах. В принципе от этого учебный эффект не снизился, а может даже и увеличился за счет уменьшения у новобранцев иллюзий.

-7

Из учебного центра "Великие Озера" на почтовую открытку попал ещё один "фальшивый" танк, в котором угадывается некое подобие британского Mark. Можно предположить, что эта машина - все тот же Баллок, одетый в железный корпус со снятыми макетами пушек и обернутый в маскирующую формы ткань на котором или нарисовали или сформовали подобия гусениц "ромбов"

-8

Всего Naval Training Center Great Lakes, расположившийся в Иллинойсе, занимал 1200 акров и стал крупнейшим учебным лагерем за Первую мировую войну, где одновременно могло обучаться 100 000 новобранцев. И обучение вместе с макетом-танка стало неотъемлемой частью историю морской пехоты САСШ в Первую мировую, может быть хоть немного подготовив американцев к европейскому аду, хотя это вряд ли.


О других ранних американских гусеничных машинах можно почитать в канале в других публикациях:

Американский танковый тупик. Oakland “Victoria” Tank или Hamilton Tank. 1917.

Американский тупик. Holt ”America First”. 1916. "Америка превыше всего" - Танк для маркетинга.

Американский танковый тупик. Tracklayer CLB 75. Оглядываясь на конкурента.

Американский танковый тупик. Holt Caterpillar G-9. 1916. Реквизит из кино, чуть не ставший танком.

Американский танковый тупик. Best 75 Tracklayer. 1916. На учебу с нацгвардией

Американский танковый тупик. Holt One Man Tank. 1918. Жертва пропаганды.

О германских проектах первых танков можно прочитать на канале в этих статьях:

Поиск выхода из тупика. Часть 19. Bremer tank. 1915. Первый германский заход на танк.

Поиск выхода из тупика. Часть 20. Trefass-Wagen. 1917. Немецкая бронированная трехколеска.

Путь к танку. Часть 13. A7V. Прототип 1917. Германия медленно запрягает и так же медленно едет.

Почитать о других французских прототипах первых танков можно в других статьях на канале:

Путь к танку. Часть 9. Tracteur Saint-Chamond. Прототип французского танка Сен-Шамон.

Путь к танку. Часть 10. Char Saint-Chamond №60414. 1916. Первый предсерийный прототип французского танка.

О первых английских прототипах танков можно почитать здесь:

Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.

Путь к танку. Часть 4. Lincoln No.1 Machine ака Little Willie. 1915. После модернизации, но ещё не танк.

Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков.

Источники:

http://icvi.at.ua/forum/335-1122-1

Early US Armor: Tanks 1916–40. Авторы: Steven J. Zaloga

http://aviarmor.net/tww2/tanks/usa/hamilton_tank.htm

ALBERT MROZ American Cars, Trucks and Motorcycles of World War I: Illustrated Histories of 224 Manufacturers (McFarland, 2009)

http://lakecountyhistory.blogspot.com/2011/07/great-lakes-naval-base-turns-100.html