Вообще не важно, о каком доходе речь. Сколько бы денег ни было в кошельке или на карте, как бы они ни прирастали, расходы тоже не отстают — и вот нам уже опять не хватает на все «хотелки». Это называется вторым законом Паркинсона.
Почему так происходит? В этом вопросе разобрались ученые.
Начнем с того, что нам хочется счастья, а в современном обществе его синонимом является потребление материальных благ (то есть возможность купить все, что захочется). На предыдущем витке своей эволюции человек даже помыслить об этом не мог — магазинов среди первобытных папоротников и хвощей не было.
При этом психологи отметили три любопытные особенности:
- Во-первых, люди склонны переоценивать счастье, приносимое той или иной покупкой.
- Во-вторых, через некоторое время после приобретения вожделенной вещи человеческий мозг адаптируется к новому уровню удовольствия, и обновка уже так не радует, как на первых порах.
- В-третьих, человек — животное социальное. Мы относим себя к разным группам (сотрудники компании, родственники, представители одного народа) и стремимся обойти остальных людей внутри данных групп. Когда мы «сделали» кого-то (например, купили машину лучше, чем у соседа), у нас в мозгу активизируется прилегающее ядро. Оно также «отвечает» за ощущения при денежном выигрыше или злорадстве.
А вот у соседа в такой момент «включается» участок мозга, заведующий ощущением от физической боли.
Соответственно, добившись чего-то и увеличив доход, мы подстраиваемся под завышенные стандарты — приобретаем автомобиль следующего класса, едем на в Египет, а в Доминикану. Социальные сети очень способствуют этому процессу — в них является нормой выставлять потребление напоказ.
А еще мы склонны покупать что-то дорогое («не по карману»), если на душе скребут кошки — то есть в момент обиды, апатии, грусти.
Как же исправить ситуацию? Можно ли научить себя относиться к тратам и заработку более осознанно?
Включаем сознание
Сделать это можно следующими способами.
- Ведите бюджет хотя бы в течение трех месяцев после того, как вырос ваш доход. Вы будете видеть, куда утекают «бонусные» деньги.
- Считайте иначе. Например, вы начали получать на 50 тысяч рублей в месяц больше (кстати, поздравляем!). В неделю прибавка составила +12,5 тысяч, а в день +1,67 тысяч рублей. Такие градации более понятны мозгу.
- Определите лимиты на день, неделю или месяц. Это можно сделать в ряде банковских приложений.
- Спросите себя. Прежде чем потратить деньги на нечто дорогое, честно ответьте себе: почему вы это делаете? Потому что коллеги уже купили это? А что будет, если вы откажетесь от приобретения данной вещи?
- Задумайтесь о будущем. Установите внушительные и приятные цели: купить дом у моря, дать детям европейское образование. Откладывать деньги для этого вам поможет знание одного научного факта. Ученые выяснили, что люди по-разному мыслят о себе нынешних и будущих — при этом даже включаются разные отделы мозга.
О себе в будущем мы думаем как бы со стороны, словно о другом человеке. И потому, кстати, склонны делать то, что выгодно нам здесь и сейчас.
Чтобы обойти этот парадокс, полезно почаще осознавать общность между вами нынешним и будущим, сместить акценты с негатива в позитив (не «старый и немощный», а «опытный и умелый»).
Чтобы было легче разобраться в искусстве постановки целей, обязательно пройдите курс Викиум «Целеполагание» — это кладезь техник, которые позволят не ошибаться в этом важном деле и быстро достигать того, что вы себе наметили.