Тёмное европейское прошлое
Вообще, если бы майдан-2 в Киеве не состоялся — его бы надо было придумать. Действительно. Просто этот самый «майдан», «революция достоинства» и их последствия толкнули европейскую историю по настолько неожиданной траектории, что приходится только удивляться и изумляться. По улицам открыто замаршировали штурмовики с факелами и нацистскими лозунгами…
Гигантские интеллектуальные усилия были потрачены после 1945-го года чтобы как-то утрясти и понять ту весьма дикую деятельность, развёрнутую германским народом на территории Европы. Потому что преступления были по-настоящему дикими и чудовищными, но как-то надо было жить дальше. Всем надо было понять. И разрабатывались разные там «теории заговора», искались оправдания и объяснения…
То есть вот эта самая агрессивная война, концлагеря и расовая теория выглядели в комплексе настолько жутко, что хотелось просто-напросто с диким криком бежать от этого, бежать куда угодно. И многие наивные писатели, и историки недоумённо спрашивали себя: как? Как культурный и цивилизованный немецкий народ мог дойти до такой степени дикости? Спрашивали и не находили очевидного ответа.
Всем очень сильно хотелось верить в то, что это ошибка и случайность. Ну… не повезло. Не сложилось. Случился системный сбой. Немцы были обмануты, а потом и запуганы. Мысль о том, что это был вполне сознательный выбор немецкого народа практически никому не нравится. Совсем не нравиться. Потому как выводы из этого факта следуют весьма неприятные.
И все послевоенные десятилетия исследователи нацизма напряжённо пытались понять, как немцы дошли до жизни такой. Исследования бесконечные проводились. Но «концы с концами» у исследователей сходиться отказывались. Прежде чем витийствовать по поводу «ужасов Второй мировой» надо вообще понять: а как такое могло случиться. Как такой вот людоедский «режим» мог возникнуть и пользоваться при этом полной народной поддержкой.
Все красивые разговоры про послевоенные тяжёлые годы и внешнюю поддержку нацистов (которые можно вести бесконечно) как-то за кадром оставляют один простой вопрос: а как сами немцы относились к нацизму. Это же не «внешний оккупационный режим» имел место быть. Без поддержки миллионов немцев это просто-напросто не заработало бы. Нельзя было использовать всю Германию в качестве «политической декорации». Это технически невозможно.
И если что, то нацистский режим в Германии боролся за своё существование до последнего момента. При поддержке миллионов немцев, если что. То есть он как бы не «самоликвидировался», а был уничтожен внешними силами. После всего этого безобразия была уйма разговоров насчёт того, что германская культура — она вроде как «гораздо сложнее» и к нацизму никак не сводится. Что «всё могло быть иначе». Вполне очевидным представлялся тот факт, что «демократическая Германия» успешно преодолела то самое грязное нацистское прошлое.
Иногда они возвращаются
В принципе, ещё в момент принятия в ЕС стран Прибалтики с их региональными «особенностями» в области идеологии и истории уже возникли определённые вопросы. Потому как практически сразу возникли «ветераны СС» и никто их разгонять не стал. И никакого враждебного отношения со стороны немцев это не встретило.
Просто исторический факт и ничего более. Как бы элементарные приличия требовали, чтобы ну вежливо объяснить людям, что не надо так открыто продвигать свастику. Что как-то скромнее надо. Аккуратнее. Упирать больше на демократические ценности. А свастику спрятать глубоко в чулан.
Кстати да, принципиально бы это ничего не поменяло и «дружелюбней» та же Прибалтика по отношению к русским бы не стала. И ничего странного тут нет. Можно было строить «новое общество» строго на «демократических ценностях»… или стоп, нельзя?
Вообще насколько «полноценными» являются те самые демократические ценности? Нас постоянно убеждают в их абсолютном «универсализме».
Универсализм — этическое миросозерцание, противоположное индивидуализму; форма мышления, рассматривающая универсум как целое.
Униве́рсум (лат. universum, «совокупность, общность» или лат. summa rerum «совокупность всего», «мир как целое», «всё сущее») — в философии — совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы, то есть объективная реальность во времени и пространстве. В общем смысле тождествен термину «Вселенная».
Примерно на это несколько ранее претендовал марксизм, позже ставший марксизмом-ленинизмом.
А если кроме шуток, то или демократические ценности универсальны по своей природе, а тогда добавлять какие-то дополнительные ингредиенты бессмысленно, либо нет, не универсальны, что ставит под большой знак вопроса всю «демократическую концепцию».
По какой-то странной причине обойтись одной «демократией» в Прибалтике не получилось. Пришлось проводить марши ветеранов СС. То есть получается на одной демократии Запад выстоять не может? Получается, что так. Собственно говоря, как бы это кому ни казалось неприятным, но СССР вполне себе стоял на коммунистической идеологии все годы своего существования, никаких дополнительных добавок не требовалось.
И у нацизма ничего заимствовать не пришлось, как и у либеральной буржуазии. Вполне себе было такое государство со своей идеологией.
А западной демократии и конкретно лидирующей стране Европы Германии почему-то в Прибалтике потребовались ветераны СС. Вот не идёт без них дело, чёрт тебя подери.
На новой демократической Украине срочно потребовалось возрождать «светлую память дивизии СС Галичина». И опять никакого отторжения поддержка откровенных нацистов с оружием в Германии не вызвала.
О миллионах честных немцев и плохом Адольфе Гитлере
Странно это всё. Нам всегда говорили, что немецкая культура гораздо сложнее и богаче и к нацизму не сводиться. Что миллионы честных немцев были обмануты и запуганы, а на самом деле…
То есть надо вспомнить что Адольф Гитлер не захватывал власть в Германии силовым путём, нет. Он победил на выборах и был назначен канцлером (по немного кривым схемам, согласен, но тем не менее). И большинство немцев его поддержало, а сопротивление новому режиму было минимальным.
Немцы прочитали его «бестселлер» «Майн Кампф», а потом за него проголосовали, а потом массово взяли оружие и пошли воевать, а нам говорят о какой-то ошибке. О каком-то недоразумении… Что дескать всё могло быть иначе, совсем иначе.
Вот только «честные немцы» воевали за Гитлера, СС и Гестапо так, как они даже за кайзера не воевали. Они воевали за идеи фюрера до последнего. До последнего патрона и последнего окопа. И никто от них отказываться не хотел. В смысле добровольно.
Говорите «ошибка»? Довольно странная ошибка. Как-то немецкий народ оказался достаточно упорен в своих заблуждениях и ни рушащиеся фронта, ни ковровые бомбардировки его ни в чём переубедить не смогли. И вот только когда немецкая армия оказалась наголову разгромленной вот тогда… в Германии не осталось ни одного нациста, а только миллионы людей, обманутых Гитлером. Жестоко обманутых (все мы были антифашистами!).
Как бы кому это не казалось неприятным, но нацистский режим был достаточно монолитен, а его противники немногочисленны. У нас постоянно делаются попытки объяснить и доказать тот факт, что на самом деле большинство немцев были «против Гитлера», что всё это чудовищная ошибка, что всё должно было быть иначе…
Самый страшный вариант того что Гитлер был популярен и большинство немцев его добровольно поддерживали практически никому не нравиться. Потому как выводы получаются достаточно страшные.
А так да, получается, что они всё знали с самого начала и всё это поддерживали… И что с этим делать?
Сложно сказать.
Светлое сегодня
И опять же таки миллионы раз писали о том, что немцы сделали очень и очень серьёзные выводы. Что они преодолели и раскаялись, что это уже совсем другая Германия, построенная на совсем других принципах — новая и демократичная.
И по большому счёту, вот эти самые «неонаци» на Украине и в Прибалтике им были не особо то и нужны. Можно (можно!) было обойтись и без них. Да вполне себе легко. Демократия, рынок и общечеловеческие ценности. НАТО и дружба с Западом.
Однако… однако носители свастики никуда не делись из немецких планов. Никто вот этих всех экстремистов вносить в чёрные списки не стал.
А почему, собственно говоря? А скорее всего потому что кому-то в «демократической Германии» эти самые «идеалы» весьма и весьма симпатичны. Другие объяснения найти очень сложно. Ну не стал никто в Бундестаге возмущаться по поводу маршей ветеранов СС в Прибалтике. Хотя могли, хотя это был уже андеграунд. Но вытащили на свет божий.
А если бы не нравился, то бы и не вытащили.
То же самое имело место быть на Украине. Прекрасно вся немецкая политика там прокатывала и без «любителей нацистской символики». Но… поддержали. Хотя с практической точки зрения проблем от них куда как больше. Скандалы постоянные. Но поддержали.
Видимо нравятся кому-то в «демократической Германии» идеи Третьего Рейха. Ностальгия мучит по военной форме со «знаками различия электрика».
Знаете, миллион раз слышал про те самые «миллионы честных немцев». Очень хотелось бы увидеть их так сказать, на геополитической сцене. Когда бы они сказали своё решительное «Nein», но видимо не судьба. Или вы будете утверждать, что в современной Германии тоже вовсю действует Гестапо и миллионы честных немцев просто бояться открыть рот? Странная какая-то у них «демократия» и очень странное осознание «уроков прошлого».
Ещё и ещё раз: продвижение немецких интересов на восток (в который раз!) никакого неонацизма не требовало. Без него было бы куда проще с точки зрения чисто практической (мы демократы и любители прав человека!). Но они упорно поддерживали правых экстремистов. Видимо просто исходя из близости идеологии, иначе это объяснить невозможно.
Всё это в какой-то мере напоминает Германию 20-х, которая танки и авиацию была вынуждена разрабатывать за рубежом. В самой Германии это делать было запрещено. То есть никакого «решительного отвращения к нацистской идеологии» у современных немецких политиков замечено не было. Что достаточно странно исходя из официальной идеологии.
А вообще конечно история очень жестоко посмеялась над немцами: имея в 1914-м лучшую армию в мире и второй по силе флот, а также самую передовую науку и сильнейшую после американской промышленность они умудрились проиграть две мировые войны.
Иронично.
Ещё более ироничным является тот факт, что немцы, сделавшие себе имя в науке вообще и в философии (при слове философия сразу хочется добавить «немецкая классическая» и упомянуть Канта) и литературе в частности и справедливо гордящиеся мощной и богатой культурой, своими университетами и книгопечатанием в сфере «практической философии» упёрлись рогом в свастику и дальше пройти не смогли. А ведь нацизм — по факту вещь достаточно примитивная. К ней можно «прийти» прямо из пещер: кто из нашей пещеры — человек, не из нашей — съедаем.
И да, совсем обидно — свастику изобрели совсем не немцы, и нацизм, кстати, — тоже.
И поражение Германии в двух мировых войнах и последующий позор — это не случайность, это закономерность. Не смогла немецкая философия и немецкие философы преодолеть «звуковой барьер» нацизма. Иронично? Столько у людей было переусложнённой и запутанной философии и всё это оказалось ни к чему.
Такое впечатление складывается, что они кругами ходят. И всё вокруг не ими придуманной свастики. Фетишисты?