В каждой деревне имелись-жили отдельные люди – хозяйства, о которых охота поведать, да и вам представить мысленно как некоторые жили.
В нашей деревне жил Аким Иванович Лекомцев. У него было 5 сыновей и 2 дочери. Жили очень бедно.
Старший сын был Алексей – как я его запомнил – был он высокого роста и своей внешностью походил на гусара.
Его женили (примерно) в 1910-1911 году. Жена его была Парасковия (Прасковья).
Пожив сколько-то с женой и родителями, он придумал уйти на заработки, но родители не разрешали.
Однажды, а было это летом, жали рожь. Вся семья была в поле, в том числе и он, Алексей. Время подошло пойти домой за обедом. Его, Алексея и направил отец. Алексей пришёл домой – мать ему наложила хлеба и другой снеди, он взял поклажку: «Ну, мам, до свидания!» «Поди-поди, ждут ведь» - сказала мать.
Семья на поле ждала-ждала, нет Олёши.
Послал Аким кого-то из девок домой – та пришла и говорит: «Давай мам обед, послали Алёшку, уснул или по ягоды ушёл – нет его!»
- Что ты! Я с ним весь обед послала. Чего я вам пошлю – буди хлеба, что остался на ужин и молока.
Пришла, сказала отцу. «Сбежал» - ответил отец.
Ушёл и ушёл с концами – как говорили. Не вести, не павести.
Он пришёл в Зуевку, уехал в Пермь и поступил работать на завод Мотовилиха (Орудийный завод).
До начала Германской войны (1-я Империалистическая) от него не было вести и уже когда его призвали в армию, написал, что поехал воевать.
С этого время до 1920 года от него не было каких-либо подробностей. Все перипетии войны этот человек прошёл. Был в плену, был обменян на пленного, воевал в гражданскую и напосле привезли его на перекладных домой обезноженного и руки едва шевелились – ревматизм. За это время Парася всё жила у его родителей, хорошо ли, плохо ли, а вот жила! Привезли Олёшу летом.
Аким сходил в лес, срубил толстую осину и из её комля сделал корыто наподобие лодки. Привёз домой, поставил её около бани и примерно через день топили баню, грели воду, запаривали разные травы и ветки от пихты, ели, а также муравьиные гнёзда, ложили туда Олёшу и парили в этом настое.
Мужик оздоровел – стал ходить.
К этому времени пришли с войны и остальные братья: Пётр, Александр, Василий и Павел. Пётр был за Олёшей, т.е. второй по рождению и уже женат перед войной. Жену звали Маринка. Пётр пришёл домой контуженный и я хорошо помню, что он ходил «закупать» коров, лошадей. С виду никто не подумал бы, да при разговоре, что у него что-то неисправно с мозгами.
Придёт, поздоровается, по имени-отчеству назовёт хозяина, посидят, а потом уже приступят к торгу.
Спрашивает скромно: «Что, коровку продаёте или лошадку?» «Нет, я не продаю не то и не другое» - ответит хозяин. Но, потом, смекнув в чём дело, скажет: «Продаю». Вот сидит Пётр, держит ряд – «Дороговато», назовёт тоже по имени-отчеству хозяина и просит уступить - хозяин уступает – ряд окончен – по рукам и пойдёт домой за деньгами, сказав хозяину: «Завтра приду». Приходит завтра всё позабывалось и снова опять идет к кому-нибудь с таким же торгом. Потом ему стало хуже и его отправили в Вятку в психолечебницу (Раковку), там и помер.
Время пришло держать раздел.
Алексею какую-то поставили маленькую избушку на фасад с 2 окошечками и что-то дали из скота – толи поросёнка, толи козу.
Александр женился и уехал на юг, искать счастья. Павел женился на моей сестре Марфе, дали корову. Василий остался с отцом.
Анна вышла к Матрелятам в замуж за Захара – был такой никудышный охотник, Анастасия вышла в замуж за Михаила Павловича в Ларенцы. Вот так и начали жить с кола.
Алексей, да и остальные стали ходить на побочные заработки – в Кизел или Губаху копать уголь.
Перед коллективизацией у этого Алексея было всё по хозяйству. Лошадь синяя пятачками, тарантас и санки выездные.
У его жены Парасковии была сестра Аксения (Ксения), выходила в замуж, но с мужем что-то не повезло – разошлись. Жить она пришла к Олёше, зятю. У Парасковии детей не было и Алексей сжился со свояченицей. По первости вроде бы поругивались сестры, но потом жили спокойно.
Ксения была на работу ярая, огонь, чистоплотная и из себя была недурна. Родила 2 сыновей и как будто дочь. Алексей был очень доволен.
Помер Алексей в 1946 году. Я пришёл к нему повидаться после службы – он был очень слаб. А когда я поехал служить, то он ещё плясал и как-то по своему с болью сердца выкрикивал: «Ой! Ребятушки!» - и снова плясал.
А Маринка, Петра жена, году 26 вышла в замуж и жили они хорошо с мужем Матвеем в деревне Орлово, у нее остался сын Иван, от первого мужа Петра, который по сиё число живёт там же в деревне Орлово Лобанского сельского совета(продолжение)
Поклажка - то, что положено, уложено куда-либо для перевозки, переноски и т. п.; груз, багаж (Викисловарь)
Мартелята - название деревни