Найти тему

1 Апологетика Теории Амбивалентной Генерализации. Анонс

На основе бесплатного фото из Pixabay
На основе бесплатного фото из Pixabay

Теория [1,2], которая лишь в 2014 году смогла «прорасти» из фазы подспудного существования, видимо, совершила этот выход не в том изложении, которое позволило бы ей выглядеть доступной для понимания. И не таким образом, при котором она представлялась бы вполне подготовленной для каких-либо конкретных прикладных задач. И, наверное, не в то время, когда к ней мог бы возникнуть резонансный интерес, например, благодаря попаданию в острую полемику.

Тем не менее, не получившая от рождения вышеуказанных достоинств, Теория Амбивалентной Генерализации, по мнению автора, несет в себе весьма серьезный идейный потенциал, применимый для исследований широкого круга научных объектов, в том числе лежащих в центральной области этого круга – научной философии. В дополнение к сказанному: с привлечением методов, предлагаемых Теорией, появляется возможность для трансформации философии в науку, аналитически представимую на всём поле её применения, в отличие от имеющей место интуитивно-описательной дисциплины, каковой она является в настоящее время вне практических примеров, почерпнутых из прикладных наук.

Даже по результатам предварительного анализа, проведённого в сопоставлении Теории Амбивалентной Генерализации с базисными конструктами современной философии, можно утверждать, что Теория вносит новый дискурс в обсуждение объектно-концептуального базиса философии. Более того: из аксиоматического базиса Теории может быть сформирован плацдарм переоценки имеющихся научных воззрений на механизмы формирования динамических и структурных качеств окружающего Мира.

Основанием нового подхода является утверждение о принципиально популяционном характере всех и любых наблюдаемых явлений, в отличие от традиционной метафизической версии, исходящей из примата атомарной системы, и интерпретирующей любые явления, опираясь на композиции из обособленных, лишённых внутреннего коллективизма первичных элементов, чем бы они ни были представлены, и какой бы функционал они не несли.

Новая концепция предлагает всё сущее рассматривать не в исключительном проявлении атомарного начала, пусть и с групповыми интегральными реакциями, а как материализацию коллективного популяционного отклика на внешнюю инициацию. При этом произвольная популяция, рефлексируя под воздействием внешних обстоятельств посредством внутрипопуляционного взаимодействия, внутренне трансформируется, и в этом процессе обретает способность формировать внешний отклик, отличающийся от исходно наличествующего. За этим кроется гораздо нечто большее, чем традиционно акцентируемые эффекты памяти, или проявления тривиальной мгновенной рефлексии – отражения. За этим же подходом проглядывают новые грани представлений о природе случайности.

Чем популяционный отклик отличается от простой рефлексии? Прежде всего, тем, что в популяции, как предполагается Теорией, наличествует внутренний обменный процесс, который трансформирует внешнее воздействие нешаблонно и, в обусловленных природой границах возможностей, вообще говоря, непредсказуемо. Именно вариация популяционного отклика, происходящая за счёт неопределённостей внутрипопуляционных обменных процессов, и есть та малость, которая демонстрирует великие результаты в проявлениях окружающего Мира, и этот феномен лишь изредка, спорадически и бессистемно берётся в расчёт современной наукой. И таким же образом, каким бесконечно малые величины создают из алгебры дифференциальное и интегральное исчисления, так же и естествознание, опирающееся на тривиальный атомизм, при подключении учёта аномальностей, проявляющихся в следствие воздействия популяционных механизмов, может существенным образом повысить возможности в постижении естества Природы.

Обменное взаимодействие, рассматриваемое в Теории Амбивалентной Генерализации в качестве важнейшего из свойств популяций, отнюдь, не новое слово в науке. Обменный механизм многократно использовался для описания процессов в физике, к примеру – в теории элементарных частиц, в химии, в экономике, в педагогике, генетике, гидрометеорологии, социологии, лингвистике, астрономии – всех областей применения не перечислить. Очевидно, что модели, использующие обменные взаимодействия, обладая «физичностью» математического воплощения, являются незаменимыми инструментами для симуляции множества явлений окружающей действительности в её сложности и многообразии.

Ступая по пути дальнейшего обобщения, придавая обменным явлениям ещё более глобальный характер (хотя, казалось бы: куда больше?), можно выработать новую мыслительную платформу, которая может стать весьма продуктивной для генерации множества суждений доселе неочевидных или, быть может, даже утверждаемых интуитивно, но не имеющих основательности. Именно идея такого обобщения явилась порождающей искрой для Теории Амбивалентной Генерализации.

Из построений, опирающихся на эту платформу, напрашиваются выводы об их логической непротиворечивости. А далее возникают вопросы приведения в соответствие исходных метафизических суждений, и это значит – появляется причина для возможной существенной ревизии мировоззренческих доктрин. Именно обсуждение экстравагантных аспектов воздействия Теории Амбивалентной Генерализации на научное мировосприятие, то есть – философию, является лейтмотивом предлагаемых размышлений.

Естественно, право на попытку осуществления «оппортунистического переворота», задаваемого при помощи аксиоматики, исходящей из принципов Амбивалентной Генерализации, и сверх того – с претензией на трансформацию философских императивов, возникает не из получения чьего-либо разрешения, и зарождается не из некоего совершенно умозрительного интереса, хотя в науке это вполне оправданный подход. В сегодняшней ситуации попытки перехода на новую аксиоматику более всего оправдываются натиском свидетельств неадекватности традиционных представлений о природе окружающих вещей и событий, о чём также пойдет речь далее.

Бояться изменений в парадигмах науки не следует, т.к. факты истории говорят, что ревизии укоренившихся понятий в науке происходят систематически. Но при этом любой процесс смены парадигм изживается вполне обыденно, путём генерации новых теорий, как правило, с достаточно длительным временем проверки их адекватности, и последующим рутинным включением в азбучные истины.

К этому можно добавить: новая теория может одерживать победу весьма постепенно. Отдельные этапы установления каких-либо закономерностей, являющихся прямыми результатами интерпретации явлений в терминах новой теории, провоцируют дальнейший поиск возможностей для индуктивного расширения зоны приложения предлагаемой теории, и служат целям прояснения истинных границ её применимости. Другими словами: «разбрасывать сети» новой теории нужно пошире и поглубже, а уж что поймается, с тем и придётся работать.

Вышесказанное относится, прежде всего, к рассматриваемым далее мыслительным экспериментам в области философских концепций. Подчеркнём ещё раз, что канал «Философия как точная наука» является апологетикой внедрения методов Теории Амбивалентной Генерализации в науку вообще, и в научную философию в частности для целей наращивания их исследовательских возможностей.

Ознакомиться с идейным конструктивом Теории Амбивалентной Генерализации можно в работах [1, 2].

1. Олег Апарцев. Динамика популяций: философский аспект//LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. ISBN: 978-3-659-53119-5.

2. Апарцев О.Р. Алгебра Теории Генерализации // NB: Кибернетика и программирование. — 2014.-№ 3.-С.65-90. DOI: 10.7256/2306-4196.2014.3.12313. URL: http://e-notabene.ru/kp/article_12313.html.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц