Есть такие фильмы, о которых уже вроде бы и не помнишь, но когда вспоминаешь, говоришь: «Ну как же я про них мог забыть?! Это же был огонь, пушка, бомба!» Вот так вот и у меня приключилось с Безумным Максом. В своё время я шёл на дикие жертвы ради фильмов из этой кинотрилогии. Вот, например, не спал полночи ради просмотра Воина дорог, а на утро надо было идти в школу. За кассетой с первой частью, простуженный, в начале декабря ехал на другой конец города и обратно не мог уехать полтора часа. Третью часть в силу её низкой ликвидности в наших широтах пришлось отлавливать немыслимыми ухищрениями и лестью базарным продавцам видеокассет. Ради Безумного Макса я сам шёл на какие-то безумия.
Казалось бы, не заблудиться такое никогда. А вот забылось же, затёрлось за повседневной суетой. И как-то совсем неожиданно вспомнилось. «Ого, да это же тоже трилогия!» – тут же подумал я и решил освежить память об этой однозначно знаковой для VHS-мира серии фильмов совместно с вами. Вдруг оно вам тоже будет приятно и отрадно.
Безумный Макс
Этот фильм прекрасен всем. Для многих он хорош, потому, что именно здесь мы можем увидеть редкие кадры, запечатлевшие молодого Мела Гибсона. Ну как редкие?! На текущий момент по всему миру первую часть трилогии посмотрело такое количество народу, что мало какой фильм с ним может посоревноваться. Кроме того, знаковости этой киноленте добавляет неординарность жанра. А вот какого? Сразу и не скажешь, какого. Классифицировать этот фильм как-то сложновато. Здесь тебе и классический полицейский боевик, и динамичный триллер, и антиутопическое фэнтези. В общем австралийский подход к кино оказался неоднозначным и от того категорически занимательным. К тому же первый Макс очень неожиданно и весьма качественно гонки воспевает динамику гонок, заманчивость скорости и романтичность пустынных дорог.
Если разбираться глубоко в сюжете, то, конечно же всё становится банальным – есть полицейский, у него есть антогонист бандит за которым тот гоняется, чтоб отомстить, всё это происходит в антураже «недалёкого» энергетически-кризисного будущего. Кстати, большой респект Миллеру за то, что он не даёт никаких дат в кадре, что делает это самое будущее первого Макса актуальным и в наши энергетически-неспокойные времена.
Особого ажиотажа отечественной публики я не помню, как не помню особого внимания и видеоманов к этой ленте. Не то, чтобы про него не знали – очень даже знали – просто лютых обожателей и желающих пересматривать его по нескольку раз я как-то не встречал. Уж даже и не знаю, что в было не так для того времени и того места, но культовая для англосаксонского мира кинолента прошла немного мимо нашего постсоветского общества. Хотя, это могут быть исключительно мои личные впечатления и на самом деле всё было наоборот.
Безумный Макс 2: Воин дороги
Но зато … зато! Именно вторая часть Безумного макса была просто бомбой. Её-то как раз любили и уважали. Только, правда, практически никто не ассоциировал эту картину с первым Максом. На то были свои причины. Во-первых, пираты перевели название фильма без приписки «Безумный макс» и для нас на долгие годы это был просто Дорожный воин. Во-вторых, сюжетно и содержательно от антиутопии с привкусом полицейского боевика, летящего к цели на бешенной скорости, здесь не осталось ничего, зато появился постапокалипсис со своим очаровательным фэнтези-миром. В-третьих, Мел возмужал и внешне значительно поменялся внешне, поэтому провести параллели между этими парнями могли только внимательные девочки, западавшие на таких вот австралийских мальчиков. Однако же, несмотря на такие вот стилистические расхождения это был всё тот же Макс со своим прошлым и ранее описанным бэкграундом. Отсылки на первую часть во второй имеются и это классно.
Безусловно, это был другой фильм про другой микро-мир и в этом была своя прелесть. Пост апокалипсис вообще был вещью визуально-заманчивой для поздесоветского человека. Соответствующие фильмы у нас как раз-таки любили. Кроме всего прочего пираты писали этот фильм очень удачно стилистически его сочетая не с первой частью (это сочетание стало встречаться только в середине 90-ых), а с каким-нибудь аналогичным фильмецом. Например, с «Киборгом» (который с Ван Даммаом). И опять же здесь осталось главное – Безумный Макс снова был на дороге, и скорость снова была его вторым, а то и первым, «Я».
Безумный Макс 3: Под куполом грома
Несмотря на то, что все три Макса были сняты и выпущены в мировой кинопрокат в период 1979-1985 годов, до нас они доходили только в конце 80-ых – начале 90-ых. Это первые две. Третья, почему-то до моей глубинки дошла только в середине 90-ых.
При этом лично я вообще не помню её на самописных VHSках. Моя память вынимает её только в виде «фирменной» кассеты у базарного продавца, отпераченной с оригинального издания. И она была в своём роде коллекционной редкостью.
Здесь Миллер продолжил тему постапоклиптического фентези, значительно её углубил и расширил. Всё это было, безусловно, очень круто и красиво. Но скорее напоминало похождения Конона, чем приключения Макса. Тема скорости, романтики дороги ушла на второй (если не на третий) план. И вот это уже была значимая потеря, компенсировать которую не смог даже звёздный и по-своему оригинальный актёрский состав. Именно поэтому третий Макс не взлетел так сильно, как взлетел второй. Даже первый на его фоне был очень востребованным фильмом. Это всё совсем не потому, что он был плохим – вовсе нет – просто он был на совсем другую целевую аудиторию, а она оказалась крайне немногочисленной.
… и на последок:
По странному стечению обстоятельств все Максимы, которые встречались мне на жизненном пути, были однозначно безумны, только степень выкрутасов и сфера приложения были разными. Это видимо какая-то магия имени, которую заприметил Миллер в процессе написания сценария, а может это уже восприятие реальности, прошедшее сквозь призму вселенной «Безумного Макса» и все те Максимы – нормальны ребята, простоя я их так оцениваю? Писать же о «Дороге ярости» нет никого смысла, ибо она вышла в совсем другое время и совсем с другими актёрами.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.