Продолжение
По существу, командующий войсками на Кавказской линии и в Черномории генерал П.Х.Граббе самоустранился от происходящего в горных обществах Северо-Восточного Кавказа. По всей видимости, военачальник незадолго до этого одержавший оглушительную победу в Нагорном Дагестане, был ошарашен и просто не знал, что предпринять, т.к. время было безвозвратно упущено, и имам Шамиль вновь обрел былое могущество. Генерал А.В.Галафеев, не получая каких-либо четких распоряжений от начальства, приступил к возведению очередного укрепления у селения Чах-Кери (Чах-Гирей). Строительные работы, с привлечением большинства подразделений, продолжались полным ходом до того времени, пока из столичного Санкт-Петербурга не возвратился командующий Отдельным Кавказским корпусом. Быстро ознакомившись с тревожной обстановкой, генерал от инфантерии Е.А.Головин, приказал командиру “Чеченского отряда” немедленно отправиться в дагестанские общества, и при этом 2-й батальон Апшеронского полка срочно передислоцировать в крепость Темир-Хан-Шура. Опасаясь, что мюриды, воспользовавшись отсутствием правительственных войск, продолжат переселение еще оставшихся в предгорьях чеченских аулов, приказал генералу И.М.Лабынцеву отправиться к Аргунскому ущелью.
Слабый “Сунженский отряд” пополнился 2 сводными батальонами из гарнизона крепости Владикавказ, 2 эскадронами из Малорийского казачьего полка №1, несколькими сотнями осетинской милиции и 6 пушками, тем самым его численность составила 2½ тысяч пехоты, 1200 кавалерии с 10 орудиями. С этими силами генерал И.М.Лабынцев направился к реке Аргун, в дальнейшем намереваясь занять село Герменчук, в котором мюриды уже прочно освоились. Форсировав реку Ассу у аула Ах-Барзой 30 июля и следуя через селения Ачхой, Урус-Мартан, Гехи и др., правительственные войска продолжали сжигать еще оставшиеся чеченские сакли и вытаптывать сельскохозяйственные угодия. Однако проследовать к селениям Большие и Малые Атаги не удалось из-за подъема уровня вод в реке Аргун после сильного дождя, в силу чего “Сунженский отряд” повернул к крепости Грозной через Ханкальское ущелье. За время трехдневного следования боковые цепи постоянно вступали в перестрелки с чеченцами, начиная с перехода через речку Натхой (Фортанга). В результате, приятной прогулки по живописным окрестностям не получилось, а потери составили 7 убитыми, раненными 4 офицера и 23 нижних чинов, а также «лошадей убыло 37». Проведя запланированную днёвку, 4 августа генерал И.М.Лабынцев возвратился через селение Казах-Кичу в окрестности реки Асса и остановился укрепленным лагерем у селения Гажир-Юрт.
Пока подразделения “Сунженского отряда” пытались пройти в восточную часть Чечни, генерал А.В.Галафеев 2 августа покинул крепость Темир-Хан-Шура и через паромную переправу у селения Миатлы, аул Балтугай, крепость Внезапную прибыл через неделю к укреплению Герзель-Аул. Несмотря на то, что подразделения “Чеченского отряда” практически не встречали вооруженных горцев, они встали лагерем. Пришло сообщение, что как только правительственные войска ушли на Кумыкскую плоскость, имам Шамиль появился у селения Хунзах и занял несколько ближайших аварских аулов. Однако мюриды не долго оставались вблизи резиденции аварского хана и по просьбе чиркеевцев, которым пришло время собирать урожай, отправились к ним. Из селения Чиркей открывалась удобная позиция для совершения набегов на подданных шамхала Абумуслима Тарковского, поэтому нужно было срочно перекрыть выход на равнину. С этой целью генерал А.В.Галафеев 22 августа направил 6 рот Эриванского полка, 2 донские сотни при 2 орудиях в селение Темир-аул, а с остальными подразделениями “Чеченского отряда” к 28 августу прибыл в крепость Грозная.
Отсюда он намеревался совершить следующую вылазку в Чечню, но в какой уже раз прогнав армейские части по уже проторенному маршруту, остановился ввиду новых распоряжений из Тифлиса. В конце лета 1840 г. среди чеченцев повсеместно начали распространяться прокламации от главного воинского начальника на Кавказе. Генерал Е.А.Головин предложил переговоры, обещая горцам «полное прощение и забвение прошлого отложившимся от нас под давлением Шамиля жителям, с тем условием, чтобы они немедленно водворились на местах прежних своих жилищ». В итоге мы видим полную несогласованность и непоследовательность действий военной администрации, что лишний раз свидетельствует о том, что российские генералы просто утратили инициативу в принятии решений. Один продолжает сжигать селения и уничтожать посевы, другой готовит очередную экспедицию к чеченцам, а самый главный предлагает им забыть былое и возвратиться на вытоптанные пепелища.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.