"Форма голоса". Впечатления от просмотра аниме-фильма

2016 год
2016 год

Примечание: возможны спойлеры

Нужно, наверное, перестать смотреть хорошее аниме, перестать выбирать произведения из топа лучших, а то только японскую мультипликацию и буду смотреть, так как мне всегда попадется что-то интересное, что-то откладывающее в голове какие-то мысли, даже если сами по себе подобные истории могут быть посредственными, но разница между посредственным фильмом или сериалом и аниме очень отличается. Всё-таки я поражаюсь японцам, а именно тому, как они иногда тонко чувствуют рассказанные ситуации и тому, как они иногда находят потрясающие визуальные решения, чтобы эти ситуации выразить на экране.

Казалось бы, простая и типичная история о травле. Мальчик, который травил девочку, через некоторое время одумывается и завязывает дружбу с этой девочкой, чтобы загладить ранее совершённое деяние. Но как это история здесь раскрывается. Нам не показывают всё однобоко, что вот он плохой, поэтому ему нужно исправиться. Нам показывают многогранную историю даже не о травле и издевательствах как таковых — они здесь выступают в роли завязки истории и основного конфликта — а о чувстве вины, но не только ГГ, но и девушки, которую он травил в младших классах.

Сюжет таков: в один класс приходит новая ученица и она оказывается глухой. И постепенно из-за того, что она не такая как все, её начинают травить и издеваться над ней. И ГГ принимает во всём этом самое активное участие. Но в итоге подобные деяния выходят наружу. И во всём обвиняют ГГ, после чего уже его начинаю травить, а девушку эту переводят в другую школу. Дальше, испытывая сильное чувство вины, ГГ решает покончить жизнь самоубийством, но в последний момент отказывается от этого. После чего он начинает больше общаться с этой глухой девушкой и начинает постепенно заводить себе друзей. Но всё так гладко не выходит и старые травмы выходят наружу, что порождает новый конфликт по отношению к ГГ в кругу его новых друзей. И из-за всего этого уже сама эта глухая девушка начинает испытывать вину, так как её существование портит жизнь ГГ. И уже она решается на попытку самоубийства, но ГГ её спасает в самый последний момент. И в самом конце всё разрешается — чувства вины уходят, друзья остаются, всё становится хорошо.

Мне особенно понравилось как здесь реализована сама травля. Нам её не показывают спонтанной или появившейся просто из-за того, что глухая девочка не вписывается в окружение остальных. Поначалу к ней относятся с дружелюбием, но из-за того, что с ней непривычно и сложно взаимодействовать (писать ей в тетради) и из-за того, что ученикам навязывают особое отношение к этой девушке (обучение языку жестов и делают поблажки в учебном процессе), её начинают дразнить. Сначала всё безобидно происходит, но одна безобидная шутка накладывается на другую и в итоге образуется целый снежный ком, который приводит и к серьёзной порче имущества девушки (слуховые аппараты), и к физически травмам.

Также и разрешение этой ситуации отличное, когда ГГ обвиняют во всех грехах. Он сам издевался над этой девочкой с подачи остальных, он лишь доводил до конца то, что начинали другие. И нам даже показывают, что он к этому неоднозначно относится, но ничего с этим поделать не может. Тем более её поведение на все эти издевательства ещё больше выводят одноклассников — постоянно улыбается и извиняется. И когда ситуация выходит из под контроля, когда взрослые (как обычно в самый последний момент) узнают о происходящем, все начинают обвинять в травле ГГ, хоть они и сами во всём происходящем участвовали, а словам ГГ естественно никто не верит. То есть выставили козла отпущения, чтобы не признавать собственную вину и не ощущать её, а в добавок начали его все травить и отворачиваться от него за то, что они по факту делали сами, а теперь делают и с ним.

И самое главное, что в этом хорошо — это всего лишь начало истории, это лишь основа конфликта, которая по длительности не занимает и одной пятой части фильма. Сюжетно всё очень классно выстроено. Нам показывают именно то, что необходимо увидеть. И в части повествования и подачи истории это произведение прекрасно выстроено.

Также и тема с виной тут потрясающе реализована. Помимо неё нам ещё говорят об одиночестве, которое перетекает в тему дружбы и её значимости. Но именно чувство вины ГГ здесь обозначается визуально. Он до самого конца не может себя простить, а значит он думает, что и все окружающие на него смотрят с осуждением, поэтому ГГ не может смотреть им в глаза и даже на лица. И реализовано это с помощью "крестиков", которые эти окружающие лица закрывают. И лишь в самом конце, когда ГГ извиняется перед девочкой, когда он принимает случившееся, и наконец-то поднимает голову, чтобы увидеть окружающие его лица, он видит, что никто на него не смотрит с осуждением, после чего все эти "крестики" отклеиваются. И этот момент действительно прекрасен.

Но помимо всего хорошего и прекрасного, мне на глаза попались два странных момента. Первый, наверное, возникает у всех, когда начинают смотреть этот фильм. Почему глухая девочка учится в обычной школе? И как бы ок. Такое может быть. Но почему в этой школе ничего не реализовано для такого ученика. Её заставляют читать, хотя говорить она не может нормально (из-за чего её и дразнят), её заставляют петь, хотя она не слышит ритма и не знает в какой момент необходимо петь, она сидит на уроке и каким-то образом должна понимать то, что объясняет учитель (из-за чего и возникают изначальные сложности при взаимодействии с другими учениками). Это всё так странно выглядит, что вопросов возникает очень много. Но можно такую ситуацию списать на художественную условность, так как об этом совершенно забываешь, когда начинаешь смотреть дальше.

Также здесь показано множество персонажей, что значит неполное их раскрытие в истории. Вот например, парень с рыжими волосами (или около того). Кто он такой и почему он существует в этой истории? Понятно для чего его ввели. Чтобы показать ещё одного персонажа, который может дружить с ГГ. Он как бы для ГГ является новым персонажем, который не знает о его прошлом и который дружбу предлагает сам без каких-либо обстоятельств (как это было с парнем со странной причёской). Таким образом показывая, что дружба может возникать и при таких обстоятельствах, то есть с новыми лицами. Но каждый раз, когда я его вижу в их компании, я не понимаю зачем он существует в самом сюжете. Его никак не раскрывают. У него нет никакой истории. Зачем он здесь? Также я не совсем уяснил, почему сестра глухой девочки не ходила в школу. Но тут, может быть, я уже сам не обратил на это внимание и что-то упустил.

В общем, это прекрасное произведение, в котором тема чувства вины, доводящая иной раз до суицида, раскрывается отлично. Визуально всё также прекрасно. И ещё стоит отметить, что эта не "слёзовыжемательная" история, то есть тебя намерено не пытаются вывести на эмоции. Эмоциональные моменты здесь присутствуют, но в умеренном количестве. И эти моменты также хороши. Чего только стоит сцена, когда ГГ возвращается домой после того, как он не смог решиться совершить самоубийство. Его разговор с матерью на эту тему прекрасен. И здесь два или три таких момента, которые в нужный момент и в нужное время, а также вполне обосновано, доводят градус эмоционального состояния зрителя до той точки, когда история должна работать и должна отдавать то, что она отдаёт.