Найти в Дзене
Завуч в теме

Приходит завуч на урок… Как, когда, почему и на каком основании. Ответы на вопросы

Оглавление

Прошлая моя статья была о том, что грядет онлайн образовании и к какому обществу оно нас приведет. Читая комментарии, поняла, что многих не взволновал вопрос далекого /близкого будущего. А вот вопрос о посещении молодого педагога очень сильно задел некоторых комментаторов

Скрин экрана моего компьютера
Скрин экрана моего компьютера

Что ж, значит, пора прояснить этот вопрос.

Статья будет построена следующим образом. Сначала я расскажу о ситуации, подтолкнувшей меня к посещению урока. Затем объясню, почему не люблю подготовленные уроки. И, наконец, побуду «завучем-стервой»))) Ведь этого так хотелось мои комментаторам!

Ситуация

Привожу реальный скрин Дневник.Ру (версия для печати.) Рассмотрите его. Здесь не надо быть завучем, достаточно простой логики и вы поймете, почему мне необходимо было попасть на урок именно в этот класс, именно на это предмет (ведется по пятницам).

Имена учеников и частично имя учителя  я скрыла по понятным причинам
Имена учеников и частично имя учителя я скрыла по понятным причинам

Во-первых, за весь триместр не было ни одной самостоятельной, контрольной, теста… И это – за 22 урока! А ведь «Решение физических задач повышенной сложности» предполагает, что кроме устных ответов и единичных ответов у доски письменно, весь класс должен выполнять какие-то письменные работы, не так ли? Учителя физики – каково ваше мнение?

Во-вторых, уж слишком замечательные оценки! Да, это группа технологического профиля (физ-мат). Да, дети отобраны. Но, опыт мне говорит о том, что просто не может так быть – за все время только 4 и 5, несколько троек и одна двойка. Не забывайте, как завуч я вижу страницы всех предметов, и в математике, например, у этого класса такой картины не наблюдается.

Как администратор – я вижу проблему в системе оценивания ответов учащихся. По-человечески, девочке хочется помочь. И это не так уж трудно. Надо просто посмотреть – как дети реально отвечают, и как учитель выставляет им оценки. Но, для этого мне надо посетить урок и воочию увидеть, какие ошибки она совершает. Боится их? Укрепляет так свой авторитет? Не имеет четких критериев оценивания? Они хамят и «нахрапом» выбивают оценки? Даются слишком легкие для 10 А задания? Вопросов – куча. Мне надо УВИДЕТЬ, что происходит на самом деле.

1 декабря были выставлены все оценки за триместр, я скачала отчет и увидела эту проблему. 2 декабря предупредила учителя. 3 декабря я должна была посетить урок. Не вижу никаких противоестественных или придирчивых действий с моей стороны.

Открытые уроки

Расскажу один случай. Как-то посещала урок опытной учительницы. Заранее предупредила о моем приходе. Весь урок я скучала. Все было так гладенько и ровненько. И скучненько. Учитель спрашивает – ученик отвечает. Учитель попросил – все подняли карточки. Учитель сказал – через 2 минуты все без вопросов показали таблички в поднятых тетрадках.

На второй парте сидел Вовочка и постоянно поднимал руку. В середине урока он уже подпрыгивал на парте и громко шептал: «Ну, меня спросите, ну меня! Я знаю! Ну Марьиванна! Ну пожалстаааааа!»

Передо мной сидела Ирочка. На один из вопросов она подняла руку, была спрошена и стала бойко отвечать. Вдруг, в середине ответа, она запнулась… А потом… Приоткрыла дневник и пальчиками вытащила бумажку, положила перед собой и стала, отвечая, подглядывать в неё.

После урока спрашиваю у Ирочки – что за бумажечка? Наивный ребенок рассказывает все как есть. Марьиванна заранее распределила вопросы и велела подготовить ответы. Ирочка приготовилась, но выучила ответ не очень хорошо, вот и пришлось достать бумажечку…

Остались вдвоем с Марьиванной после урока. Я проанализировала весь урок. Для этого есть специальные таблицы. Поставила «+/-» в этой табличке, объяснила почему... Общий балл за урок был практически максимальный. Уже уходя из класса, я спросила Марьиванну, почему же она за целый урок так и не спросила Вовочку? Парень так хотел ответить! Марьиванна, на «голубом глазу», даже не покраснев, ответила, что Вовочка у них в классе тот еще дурачок… Спроси такого – он глупость сморозит.

С тех пор я не люблю уроки, о которых учитель знает заранее.

Стерва

Ну, а теперь, чтобы порадовать тех, кто не верит в существование нормальных завучей, на сцену выходит завуч-стерва. А точнее – просто-напросто, человек, который знает законы. Не переступает их, но и другим переступить не дает.

Фото из интернета. Наверное - такой вы себе представляете настоящую, циничную завуча-сткрву?
Фото из интернета. Наверное - такой вы себе представляете настоящую, циничную завуча-сткрву?

Посещение уроков учителя администрацией школы регламентируется документами:

1. Приказ Минпроса №223 от1985г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР».

Недоработка нашего министерства)) столько всяких новшеств ввели, а про посещение уроков – забыли)) Так вот, учитель имеет право не пустить администрацию в класс только в том случае, если администрация опоздала. Найдите документ, прочтите внимательно.

2. Существует утверждаемый директором школы «График внутришкольного контроля», где прописано – когда и к кому в плановом порядке придет представитель администрации.

3. Второй документ – график проведения предметных недель, где прописывается в какое время и какая кафедра/МО проводит открытые уроки по своим предметам ( дополнительно будет еще план проведения этой самой недели с датами открытых уроков).

Документы №№2,3 призваны организовать посещение уроков администрацией и взаимопосещение учителями-предметниками с целью обмена опытом.

4. «Положение о внутришкольном контроле». Вот в нем то и прописано, что в отдельных ситуациях директор школы или его заместитель имеет полное право прийти на урок к учителю без предупреждения.

Советую еще прочесть материал по ссылке: https://vk.com/wall-133392204_69817

Вывод

Ангелине Олеговне я хотела помочь. Чисто по-человечески. Ведь рано или поздно, а начнутся двойки в журнале! И тогда, после «табуна» четверок и пятёрок, в школу потянутся родители. Да и сами дети, привыкшие к легким оценкам, станут осаждать молодую учительницу.А ещё - не вижу смысла в липовых пятерках за полтора года до ЕГЭ. Детям знания нужны. И четкое понимание - где у них "пробелы".

Я бы просто посидела на уроке, посмотрела, что происходит и дала бы пару-тройку дельных советов… И, если бы она просто, еще вечером во время телефонного разговора, сказала: «Я больна, завтра не приду, найдите мне за этот вечер замену» - я бы поверила.

А теперь… Кстати, а что теперь? Как вы думаете?

Подписываться ли на мой канал и ставить ли лайк - решать только вам. Здесь я честно рассказываю о том, что происходит в современной школе.