Найти тему
Листки календаря

7 декабря. День рождения человека, определившего архитектурный облик Рима.

7 декабря 1598 года родился великий скульптор и архитектор Лоренцо Бернини (1598-1680), автор знаменитых римских фонтанов и проектировщик площади святого Петра. Несколько фактов о нём и его творчестве.

Автопортрет Лоренцо Бернини
Автопортрет Лоренцо Бернини

  1. Талант Бернини проявился очень рано. Уже в восьмилетнем возрасте его называли вторым Микеланджело.
  2. Лоренцо Бернини говорил о своём творчестве: «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».
  3. Покровительствовавший Бернини Римский папа Урбан 8-ой (Маффео Барберини) однажды сказал ему: «Тебе посчастливилось жить во время папы Барберини, но ещё большее счастье, что кавалер Бернини живёт во времена понтифика».
  4. Реализация проектов Бернини недёшево обходилась казне. К примеру, для сооружения фонтана Четырёх рек Римскому папе пришлось ввести новый налог на хлеб.
  5. На одном из фонтанов Бернини поспешил выбить надпись, гласящую, что он возведён на 22-ом году пребывания Урбана 8-го на папском престоле, тогда как ещё шёл только 21-ый год. Это вызвало возмущение римлян, и лишнюю единицу пришлось убрать. Как оказалось, не зря: Урбан 8-ой не дожил до очередной годовщины несколько дней.
  6. Почти вся жизнь Бернини прошла под знаком соревнования с другим выдающимся архитектором той эпохи, Франческо Борромини. По силе таланта они были достойными соперниками, но по умению находить покровительство у сильных мира сего Бернини не было равных. Лучшие заказы, как правило, доставались ему.
  7. Бернини выполнил скульптурные портреты английского короля Карла 1-го (который писал: «Синьор кавалер Бернини, слух о Вашем несравненном таланте и о столь счастливо завершённых Ваших творениях распространился за пределы Италии, а также чуть ли не за пределы Европы, и везде у нас в Англии Ваше славное имя превыше всех мастеров, когда-либо отличавшихся в Вашей профессии. Не соблаговолите ли Вы изваять из мрамора наш портрет…») и кардинала Ришельё, не встречаясь с заказчиками. Ему были высланы их тройные портреты в фас и профиль, по которым и создавались скульптуры.
  8. Случались у Бернини и неудачи. При возведении колоколен собора святого Петра он допустил ошибку в расчётах, и здания пошли трещинами. Пришлось их снести. Неудачной оказалась и поездка во Францию. Его проект нового фасада Лувра не был принят.
  9. Однажды Бернини, имевший связь с замужней женщиной, узнал, что она изменяет ему с его младшим братом Луиджи. Бернини едва не убил брата, а затем послал своего слугу, чтобы тот ножом исполосовал лицо изменнице. В итоге этой истории брата Бернини выслали из Рима, слуга был заключён в тюрьму за нанесение телесных повреждений, а несчастная любовница – за прелюбодеяние. Сам же Бернини благодаря покровительству Папы отделался штрафом. Папа поспешил устроить его брак с другой девушкой. С тех пор Бернини считался примерным семьянином и имел множество детей.
  10. Биограф Бернини оставил такое описание работы скульптора: «До семи часов без единой передышки, когда его не отвлекали занятия архитектурой, он до самых последних своих лет просто отдавался работе над мрамором — работа, которую его молодые помощники перенести не могли; и если другой раз кто-нибудь из них хотел его от этой работы отвлечь, он сопротивлялся говоря: «Оставьте меня, я влюблён!». Кардиналы же и князья, приходившие, чтобы посмотреть на него за работой, что бы ни на минуту его не отвлечь, тихо рассаживались по местам и сидели не шелохнувшись, а позже тихонько уходили…».

Несколько работ Бернини:

Колоннада Бернини на площади святого Петра.
Колоннада Бернини на площади святого Петра.
Фонтан Четырёх рек. В центре - псевдоегипетский обелиск. Общая идея фонтана была "позаимствована" у Борромини.
Фонтан Четырёх рек. В центре - псевдоегипетский обелиск. Общая идея фонтана была "позаимствована" у Борромини.
"Аполлон и Дафна".
"Аполлон и Дафна".
Фрагмент скульптуры "Похищение Прозерпины"
Фрагмент скульптуры "Похищение Прозерпины"
"Экстаз святой Терезы". Бернини изваял из мрамора даже облако, а фоном композиции служат золотые солнечные лучи. Эту работу критиковали за излишний эротизм в изображении святой и ангела.
"Экстаз святой Терезы". Бернини изваял из мрамора даже облако, а фоном композиции служат золотые солнечные лучи. Эту работу критиковали за излишний эротизм в изображении святой и ангела.