Известный мастер репродукционной портретной и жанровой гравюры на меди Иван Петрович Пожалостин родился 25 мая 1837 г. в селе Еголдаево (ныне Новое Еголдаево) Ряжского уезда Рязанской губернии в семье государственного крестьянина Храпова. Лишившись в раннем возрасте родителей Иван стал проживать в доме своего деда - Ефима Васильевича, который слыл на всю округу не только набожным, но и очень вежливым человеком, постоянно употребляя в разговорах слово "пожалуйста". Вскоре за дедом Ивана в деревне прочно закрепилось прозвище "Пожалоста", которое в дальнейшем "унаследовал" и внук, превратившись из Храпова в Пожалостина.
После смерти деда 12-ти летнего Ивана родственники устроили на работу (пасти лошадей, ухаживать за слепыми, прислуживать священнику). В это же время у Ивана проявилась и склонность к рисованию - многие местные амбары, заборы и др. деревенские строения стали украшать его детские рисунки, выполненные угольком.
В 1850 г. Пожалостина определили в Троицко-Зотиковский сиротский приют, где во время учебы Иван познакомился с беглым крепостным художником, который и научил его азам живописи. Когда же в Пожалостине обнаружил талант начальник училища А.О Андреев, то он сообщил об этом директору народных училищ Рязанской губернии Ф.И. Шиллингу. Последний оказал содействие в том, чтобы с Иваном в частном порядке рисованием стал заниматься преподаватель гимназии художник Н.С. Иванов (поскольку Пожалостин был из крестьянской семьи, то он не имел права официально учиться в гимназии), который и помог Пожалостину "встать на ноги".
После окончания училища Пожалостин "распределяется" в Солотчу (населенный пункт Рязанской губернии) на должность помощника волостного писаря. Работая по основной (на тот момент) профессии Иван Петрович не забывает и про свое хобби, и про личную жизнь - вскоре он женится на дочери местного иконописца Ефросинии Алексеевне Агафоновой (впоследствии у них было пятеро детей). Тем временем, благодаря все тому же Шиллингу, некоторые работы Пожалостина отправляются в столицу, где представляются графу М.Н. Муравьеву(министру государственных имуществ) и в феврале 1858 г. Ивана Петровича вызывают в С.-Петербург, где он и поступает в Императорскую Академию художеств в класс профессора Ф.И. Иордана (одного из лучших гравёров того времени).
За время учебы Пожалостин зарекомендовал себя одним из лучших студентов, чьи работы неоднократно награждались медалями различного достоинства.
В 1868 г. И.П. Пожалостин в звании классного художника I-ой степени покидает стены Академии и приступает к "самостоятельной" трудовой деятельности.
Период с 1870 по 1880 гг. был самым плодотворным для художника:
в 1871 г. за гравюру "Несение креста Спасителем" с оригинала Л. Караччи Иван Петрович был удостоен звания академика.
В этот же период художником была выполнена большая часть произведений, принесших автору широкую известность. Пожалостин создает целую галерею портретов знаменитых людей России XVIII-XIX вв. (художник К.П. Брюллов, епископ Пензенский Амвросий II Морев (доска помещена над его гробницей в Пензенском соборе), князь Потемкин, Дмитрий Самозванец, А.Н. Оленин, императрица Мария Федоровна, А.С. Хомяков, И.С. Тургенев и др.
В 1872 г. И.П. Пожалостин был направлен на 2 года на учебу за границу, где в Париже, под руководством Поля Жирарде, изучал новые граверные технологии.
В 1880 г. И.П. Пожалостин за свою работу - гравюру с картины Г.И. Угрюмова "Испытание силы Яна Усмаря" получает звание Почетного вольного общника Академии художеств
и в это же время в Солотче, с которой у него связаны молодые годы и прекрасные воспоминания, Иван Петрович строит свой дом, который был для него дачей, где он мог отдохнуть в кругу семьи и набраться новых сил для продолжения творческой деятельности.
Продолжая заниматься своим любимым делом И.П. Пожалостин исполняет гравюры для журналов "Русская старина", "Отечественные записки" и издательства Глазунова. В 1883 г. (после смерти своего учителя Ф.И. Иордана)
Пожалостина избирают в адъюнкт-профессоры Академии художеств по классу гравирования, а в 1892 г. Иван Петрович, получив профессорское звание, уже возглавляет данную структуру Академии. Однако руководить ему пришлось недолго - в 1894 г. в результате реорганизационных работ в Академии гравировальный класс был упразднен и И.П. Пожалостина отправили в отставку - на пенсию, размеры которой не смогли обеспечить известному мастеру и его семье достойную жизнь в Петербурге.
Как оказалось, "беда" заключалась в том, что (как говорят специалисты) Пожалостин слишком поздно родился. Ведь Иван Петрович работал в одной из самых сложных и наиболее проверенной на практике граверной технике - резцовой на меди. Если кратко, то суть ее в следующем: для создания гравюры используется медная доска (ее размеры соответствуют размерам оттиска). На нее наносится рисунок (вырезается различными резцами), углубления заполняются типографской краской, сверху накладывается влажный лист бумаги и под большим давлением все это прокатывается в печатном станке. В итоге получается гравюра в зеркальном отражении. Вроде бы ничего сложного (со стороны), однако на самом деле это тяжелый кропотливый труд. Например, гравюру портрета Державина (одна из первых работ) Пожалостин делал 10 месяцев. В результате гравюры были не только трудоемкими, но и дорогими. Что же касается практического использования, то с помощью гравюры можно было сделать в лучшем случае не более 500 оттисков.
И вот, в конце XIX века в рамках неумолимого научно-технического прогресса на свет появилось новое изобретение человечества - фотомеханика (совокупность способов получения репродукций с помощью фотографических и химических процессов), которое молниеносно превратила репродукционную гравюру в анахронизм, а их авторов - в пенсионеров.
Пожалостин с семьей перебирается в Рязань,
где с 1894 по 1897 гг. проживает в доме №16 по ул. Селезневской (ныне ул. Пожалостина),
а с 1897 по 1909 гг. на Сенной площади в доме Солнцевых (ни один из домов, в которых проживал Пожалостин в Рязани до наших дней не сохранился).
При этом художник не забывает и о своей загородной "резиденции", где проводит большую часть времени рязанского периода своей жизни. Иван Петрович начинает работать над гравюрой по картине А. И. Карзухина "Праздник в деревне", но тяжелая и продолжительная болезнь прерывает сей творческий процесс: 25 декабря 1909 г. ушел из жизни один из крупных мастеров классической резцовой гравюры, за плечами которого было свыше 80-ти уникальных работ. Похоронили мастера на территории Рязанского кремля.
Дом в Солотче перешел в собственность дочерей Пожалостина Екатерины и Александры. В середине XX века судьба строения складывалась весьма драматически: он трижды горел и последние владельцы забросили усадьбу.
Только в начале 90-х годов прошлого века на знаковое место обратили внимание: восстановили усадьбу и организовали музей, посвященный жизни и деятельности И.П. Пожалостина,
где мы сейчас и находимся, и именно из его стен мы и почерпнули ту информацию, которую изложили выше.
Экспозиции посвященные И.П. Пожалостину размещены в нескольких комнатах первого этажа. Здесь, по представленным работам, можно проследить весь творческий путь мастера репродукционной гравюры, ознакомиться со многими историческими документами, личными вещами. В нескольких помещениях музея, таких, как кабинет И.П. Пожалостина, столовая и др. обстановка приближена к существовавшей в последние годы жизни художника. Для этого использованы мемориальные и типологические предметы.
Имеется в доме и второй этаж, но все, что там находится связано уже с другим человеком - Константином Паустовским.
Дело в том, что писатель в 30-ые годы прошлого века поселился в Солотче (ему нужно было уединенное живописное и спокойное место для работы над своими произведениями). Узнав, что в соседнем доме жил и работал знаменитый художник, Паустовский решил, что ему жизненно необходимо снять там комнату (очевидно надеясь на то, что в доме существует какая-то особая "творческая" аура, которая поможет и ему в его "нелегком" деле). После долгих уговоров Екатерина (дочь Пожалостина) пустила писателя "на порог" - сдав ему маленький домик во дворе,
который окрестили "банькой".
Вскоре к Паустовскому присоединились Фраерман, Гайдар и Платонов. В 1949 г., перед смертью, последняя из дочерей Пожалостина заключила с Паустовским и Фраерманом договор. Суть его в следующем: Паустовский и Фраерман получают дом в дар, но при условии, что в нем будет организован музей Пожалостина (хотя бы в виде одной мемориальной комнаты). Подарок был принят с распростертыми объятиями, а вот насчет условий договора: Паустовский вскоре навсегда покинул Солотчу, а с родственниками Фраермана судебные разбирательства шли вплоть до 1990 года....
В рамках небольшой публикации невозможно рассказать о всех экспонатах музея, связанных с именем Пожалостина. Поэтому, если кому-то интересно творчество выдающегося мастера - рекомендуем посетить музей, расположенный по адресу: Солотча, Рязанская область, ул. Порядок, д. 76 (54.798513, 39.838148).
Ну а мы на этом не прощаемся с Солотчей и знаменитым особняком. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новый материал, посвященный другим "постояльцам" этого "творческого места".