Найти в Дзене
ИНТЕРСЕТ

Дом-музей И.П. Пожалостина - известного русского художника-гравёра, "жертвы" технического прогресса

Известный мастер репродукционной портретной и жанровой гравюры на меди Иван Петрович Пожалостин родился 25 мая 1837 г. в селе Еголдаево (ныне Новое Еголдаево) Ряжского уезда Рязанской губернии в семье государственного крестьянина Храпова. Лишившись в раннем возрасте родителей Иван стал проживать в доме своего деда - Ефима Васильевича, который слыл на всю округу не только набожным, но и очень вежливым человеком, постоянно употребляя в разговорах слово "пожалуйста". Вскоре за дедом Ивана в деревне прочно закрепилось прозвище "Пожалоста", которое в дальнейшем "унаследовал" и внук, превратившись из Храпова в Пожалостина.

После смерти деда 12-ти летнего Ивана родственники устроили на работу (пасти лошадей, ухаживать за слепыми, прислуживать священнику). В это же время у Ивана проявилась и склонность к рисованию - многие местные амбары, заборы и др. деревенские строения стали украшать его детские рисунки, выполненные угольком.

И.П. Пожалостин
И.П. Пожалостин

В 1850 г. Пожалостина определили в Троицко-Зотиковский сиротский приют, где во время учебы Иван познакомился с беглым крепостным художником, который и научил его азам живописи. Когда же в Пожалостине обнаружил талант начальник училища А.О Андреев, то он сообщил об этом директору народных училищ Рязанской губернии Ф.И. Шиллингу. Последний оказал содействие в том, чтобы с Иваном в частном порядке рисованием стал заниматься преподаватель гимназии художник Н.С. Иванов (поскольку Пожалостин был из крестьянской семьи, то он не имел права официально учиться в гимназии), который и помог Пожалостину "встать на ноги".

Работа 13-летнего Ивана Пожалостина "Симеон Богоприимец", которая была им написана в Рязани во время учебы в Троице-Зотиковском училище. Это первая и единственная картина, написанная Пожалостиным маслом. В доме художника она была наподобие иконы - вся семья часто молилась на нее..
Работа 13-летнего Ивана Пожалостина "Симеон Богоприимец", которая была им написана в Рязани во время учебы в Троице-Зотиковском училище. Это первая и единственная картина, написанная Пожалостиным маслом. В доме художника она была наподобие иконы - вся семья часто молилась на нее..

После окончания училища Пожалостин "распределяется" в Солотчу (населенный пункт Рязанской губернии) на должность помощника волостного писаря. Работая по основной (на тот момент) профессии Иван Петрович не забывает и про свое хобби, и про личную жизнь - вскоре он женится на дочери местного иконописца Ефросинии Алексеевне Агафоновой (впоследствии у них было пятеро детей). Тем временем, благодаря все тому же Шиллингу, некоторые работы Пожалостина отправляются в столицу, где представляются графу М.Н. Муравьеву(министру государственных имуществ) и в феврале 1858 г. Ивана Петровича вызывают в С.-Петербург, где он и поступает в Императорскую Академию художеств в класс профессора Ф.И. Иордана (одного из лучших гравёров того времени).

Одна из первых работ Пожалостина, выполненная во время обучения в Академии художеств - "Торс Геркулеса". Сделана, как следует из текста надписи, "пером в квартире Иордана в первом полугодии ученичества...". Октябрь 1858 г; Академический этюд "Два натурщика". Как следует из надписи в правом верхнем углу, заверенной сургучной печатью, эта экзаменационная работа, выполненная 23 декабря 1866 г. удостоена Серебряной медали Императорской Академии художеств
Одна из первых работ Пожалостина, выполненная во время обучения в Академии художеств - "Торс Геркулеса". Сделана, как следует из текста надписи, "пером в квартире Иордана в первом полугодии ученичества...". Октябрь 1858 г; Академический этюд "Два натурщика". Как следует из надписи в правом верхнем углу, заверенной сургучной печатью, эта экзаменационная работа, выполненная 23 декабря 1866 г. удостоена Серебряной медали Императорской Академии художеств

За время учебы Пожалостин зарекомендовал себя одним из лучших студентов, чьи работы неоднократно награждались медалями различного достоинства.

Экзаменационная работа И.П. Пожалостина - гравюра портрета кардинала, которая была 22 декабря 1862 г. удостоена Советом Императорской академии Художеств 1-ой серебряной медали; портрет московского митрополита Филарета И.П. Пожалостин получает звание художника 3-й степени
Экзаменационная работа И.П. Пожалостина - гравюра портрета кардинала, которая была 22 декабря 1862 г. удостоена Советом Императорской академии Художеств 1-ой серебряной медали; портрет московского митрополита Филарета И.П. Пожалостин получает звание художника 3-й степени

В 1868 г. И.П. Пожалостин в звании классного художника I-ой степени покидает стены Академии и приступает к "самостоятельной" трудовой деятельности.

Период с 1870 по 1880 гг. был самым плодотворным для художника:

в 1871 г. за гравюру "Несение креста Спасителем" с оригинала Л. Караччи Иван Петрович был удостоен звания академика.

"Несение креста Спасителем"
"Несение креста Спасителем"

В этот же период художником была выполнена большая часть произведений, принесших автору широкую известность. Пожалостин создает целую галерею портретов знаменитых людей России XVIII-XIX вв. (художник К.П. Брюллов, епископ Пензенский Амвросий II Морев (доска помещена над его гробницей в Пензенском соборе), князь Потемкин, Дмитрий Самозванец, А.Н. Оленин, императрица Мария Федоровна, А.С. Хомяков, И.С. Тургенев и др.

В 1872 г. И.П. Пожалостин был направлен на 2 года на учебу за границу, где в Париже, под руководством Поля Жирарде, изучал новые граверные технологии.

В 1880 г. И.П. Пожалостин за свою работу - гравюру с картины Г.И. Угрюмова "Испытание силы Яна Усмаря" получает звание Почетного вольного общника Академии художеств

-7

и в это же время в Солотче, с которой у него связаны молодые годы и прекрасные воспоминания, Иван Петрович строит свой дом, который был для него дачей, где он мог отдохнуть в кругу семьи и набраться новых сил для продолжения творческой деятельности.

Дом И.П. Пожалостина в Солотче
Дом И.П. Пожалостина в Солотче

Продолжая заниматься своим любимым делом И.П. Пожалостин исполняет гравюры для журналов "Русская старина", "Отечественные записки" и издательства Глазунова. В 1883 г. (после смерти своего учителя Ф.И. Иордана)

Пожалостин был одним из лучших учеников  Ф.И. Иордана, поэтому не случайно последний подарил своему любимчику одну из своих работ - гравюру с картины Рафаэля "Преображение"
Пожалостин был одним из лучших учеников Ф.И. Иордана, поэтому не случайно последний подарил своему любимчику одну из своих работ - гравюру с картины Рафаэля "Преображение"

Пожалостина избирают в адъюнкт-профессоры Академии художеств по классу гравирования, а в 1892 г. Иван Петрович, получив профессорское звание, уже возглавляет данную структуру Академии. Однако руководить ему пришлось недолго - в 1894 г. в результате реорганизационных работ в Академии гравировальный класс был упразднен и И.П. Пожалостина отправили в отставку - на пенсию, размеры которой не смогли обеспечить известному мастеру и его семье достойную жизнь в Петербурге.

Как оказалось, "беда" заключалась в том, что (как говорят специалисты) Пожалостин слишком поздно родился. Ведь Иван Петрович работал в одной из самых сложных и наиболее проверенной на практике граверной технике - резцовой на меди. Если кратко, то суть ее в следующем: для создания гравюры используется медная доска (ее размеры соответствуют размерам оттиска). На нее наносится рисунок (вырезается различными резцами), углубления заполняются типографской краской, сверху накладывается влажный лист бумаги и под большим давлением все это прокатывается в печатном станке. В итоге получается гравюра в зеркальном отражении. Вроде бы ничего сложного (со стороны), однако на самом деле это тяжелый кропотливый труд. Например, гравюру портрета Державина (одна из первых работ) Пожалостин делал 10 месяцев. В результате гравюры были не только трудоемкими, но и дорогими. Что же касается практического использования, то с помощью гравюры можно было сделать в лучшем случае не более 500 оттисков.

-10

И вот, в конце XIX века в рамках неумолимого научно-технического прогресса на свет появилось новое изобретение человечества - фотомеханика (совокупность способов получения репродукций с помощью фотографических и химических процессов), которое молниеносно превратила репродукционную гравюру в анахронизм, а их авторов - в пенсионеров.

Пожалостин с семьей перебирается в Рязань,

И. П. Пожалостин с дочерью Екатериной и внучкой Женей
И. П. Пожалостин с дочерью Екатериной и внучкой Женей

где с 1894 по 1897 гг. проживает в доме №16 по ул. Селезневской (ныне ул. Пожалостина),

-12

а с 1897 по 1909 гг. на Сенной площади в доме Солнцевых (ни один из домов, в которых проживал Пожалостин в Рязани до наших дней не сохранился).

-13

При этом художник не забывает и о своей загородной "резиденции", где проводит большую часть времени рязанского периода своей жизни. Иван Петрович начинает работать над гравюрой по картине А. И. Карзухина "Праздник в деревне", но тяжелая и продолжительная болезнь прерывает сей творческий процесс: 25 декабря 1909 г. ушел из жизни один из крупных мастеров классической резцовой гравюры, за плечами которого было свыше 80-ти уникальных работ. Похоронили мастера на территории Рязанского кремля.

Дом в Солотче перешел в собственность дочерей Пожалостина Екатерины и Александры. В середине XX века судьба строения складывалась весьма драматически: он трижды горел и последние владельцы забросили усадьбу.

-15

Только в начале 90-х годов прошлого века на знаковое место обратили внимание: восстановили усадьбу и организовали музей, посвященный жизни и деятельности И.П. Пожалостина,

-16

где мы сейчас и находимся, и именно из его стен мы и почерпнули ту информацию, которую изложили выше.

-17

Экспозиции посвященные И.П. Пожалостину размещены в нескольких комнатах первого этажа. Здесь, по представленным работам, можно проследить весь творческий путь мастера репродукционной гравюры, ознакомиться со многими историческими документами, личными вещами. В нескольких помещениях музея, таких, как кабинет И.П. Пожалостина, столовая и др. обстановка приближена к существовавшей в последние годы жизни художника. Для этого использованы мемориальные и типологические предметы.

Имеется в доме и второй этаж, но все, что там находится связано уже с другим человеком - Константином Паустовским.

-19

Дело в том, что писатель в 30-ые годы прошлого века поселился в Солотче (ему нужно было уединенное живописное и спокойное место для работы над своими произведениями). Узнав, что в соседнем доме жил и работал знаменитый художник, Паустовский решил, что ему жизненно необходимо снять там комнату (очевидно надеясь на то, что в доме существует какая-то особая "творческая" аура, которая поможет и ему в его "нелегком" деле). После долгих уговоров Екатерина (дочь Пожалостина) пустила писателя "на порог" - сдав ему маленький домик во дворе,

-20

который окрестили "банькой".

"Банька"
"Банька"

Вскоре к Паустовскому присоединились Фраерман, Гайдар и Платонов. В 1949 г., перед смертью, последняя из дочерей Пожалостина заключила с Паустовским и Фраерманом договор. Суть его в следующем: Паустовский и Фраерман получают дом в дар, но при условии, что в нем будет организован музей Пожалостина (хотя бы в виде одной мемориальной комнаты). Подарок был принят с распростертыми объятиями, а вот насчет условий договора: Паустовский вскоре навсегда покинул Солотчу, а с родственниками Фраермана судебные разбирательства шли вплоть до 1990 года....

В рамках небольшой публикации невозможно рассказать о всех экспонатах музея, связанных с именем Пожалостина. Поэтому, если кому-то интересно творчество выдающегося мастера - рекомендуем посетить музей, расположенный по адресу: Солотча, Рязанская область, ул. Порядок, д. 76 (54.798513, 39.838148).

-22

Ну а мы на этом не прощаемся с Солотчей и знаменитым особняком. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новый материал, посвященный другим "постояльцам" этого "творческого места".