Шестидесятые годы, бесспорно, являются временем расцвета мирового кинематографа.
Правда, копии порой серьёзно разнились с зарубежными оригиналами. Так, «Крестного отца» у нас показали не в цвете, а «Конформиста» для советских зрителей укоротили почти на полчаса.
Как создатель серьёзного американского кино в Союзе прославился Стэнли Крамер с "Этим безумным ... миром". И Стэнли Кубрик в качестве автора исторического шедевра «Спартак» и «Космической одиссеи», которая в 1969 году на фестивале в Москве завоевала приз... за использование технических средств, после чего Кубрик сильно охладел к власти советов.
Советские любители кино смотрели и «В джазе только девушки», и один из первых вестернов «Великолепная семерка», и ещё один - «Лимонадный Джо».
Из Франции этого периода в кинотеатры СССР пришли Жан Габен и Бурвиль, Жан Маре и Луи де Фюнес. А с ними и Фантомас с Анжеликой.
Британию на мировом киноподиуме прославила приключенческая картина с настоящими динозаврами «Миллион лет до нашей эры», а также приключения Синдбада - седьмое и золотое.
В числе картин, добравшихся до наших кинотеатров, мы назвали "Римские каникулы".
Правда, "каникулы" пришли в наши края спустя семь лет после выпуска и в урезанном на 5 минут виде. Но по сравнению с другими фильмами это мелочи. Тем более что киностудия имени Горького сделала 1157 копий фильма. Идеологи от ЦК были в шоке. Возможно, по этой причине данные о количестве просмотров картины в нашей стране нигде публиковались. Но путём решения математической пропорции их реально можно прикинуть: вышедшая тогда же в 1960 "Алёшкина любовь" тиражом в 714 копий получила 23,7 миллионов просмотров. А тут в полтора раза больше.
Молодая принцесса неизвестной страны, прибывшая в Рим с официальным визитом, внезапно сбегает от скучной протокольной обыденщины в неизвестную, но такую манящую жизнь простых людей... Пережив множество приключений и встретив любовь, принцесса Анна возвращается к своим обязанностям, чувствуя, что эти "римские каникулы" станут самым счастливым временем в её жизни.
В главной мужской роли - корреспондента газеты - в картине снялся Грегори Пек, принцессой Анной стала Одри Хепбёрн. Это была первая значительная роль актрисы, которая принесла ей премию «Оскар».
Продюсер Уильям Уайлер, только увидев пробы 24-летней Одри, произнёс:
И оказался прав.
Не менее богатым был мировой киноурожай и в 70-е. А вот о том, какие его плоды пришлись по вкусу советскому зрителю, поговорим в другой раз.