Стас, добрый день! Примерно десять лет назад мы с Вами встречались и делали интервью для тогда еще печатного журнала «Российское фото», и, хотя печатной версии уже нет, мы продолжаем радовать читателей интересными и яркими материалами. Разумеется, сейчас всех нас интересует Ваша выставка, которая открылась в Галерее классической фотографии.
Коротко напомним нашим читателям, что первую камеру Вам подарил отец, это была «Смена-8», и сделал это он для Вашего общего развития. Фотокружок Вы не посещали, учились самостоятельно, в том числе и ручной печати. Фотография для Вас, как и другие виды творчества, — это любимое хобби и способ получения удовольствия. Все верно?
- Наверное, да. Но нужно понимать, что термин «хобби» обычно подразумевает дилетантский подход, а термин «профессионал» — коммерческую составляющую деятельности. В какой-то момент, еще в 1990-х, я понял, что не хочу зависеть от коммерческого успеха в том, чем я занимаюсь в разных видах искусства. Если уж я говорю, что это мой кайф, то он и должен оставаться только собственным кайфом, а не настраиваться на потребу публики ради коммерческого успеха. Поэтому, наверное, все, чем я занимаюсь, в какой-то степени хобби. Но при этом я очень серьезно отношусь к каждому направлению и работаю очень много, стараясь добиться того профессионализма, который меня самого бы устроил.
На выставке представлены работы совершенно разных жанров — от классики и документалистики до провокационного digital art. Расскажите подробнее о том, что Вас вдохновляет на эти проекты?
- Мне кажется, что жизнь настолько разнообразна и интересна, что ограничиваться одним направлением было бы странно. На все, чем я занимаюсь, меня вдохновляет именно жизнь.
Вы всегда мыслите сериями и проектами? Как относитесь к одиночным снимкам?
- Когда возникает какая-нибудь идея и складывается в полноценный самостоятельный проект, то сформулировать ее внятно возможно, с моей точки зрения, только серией. Но бывают кадры, не продуманные заранее, а случайные, но удачные, и тогда, конечно, никакая серия не нужны. Бывает, что сам кадр настолько символичен и выразителен, что в нем уже заложена концепция. Так случилось у меня с фотографией «Поцелуй мамы-жирафа» и с некоторыми другими снимками.
Может ли какой-то один кадр или образ вдохновить Вас на создание серии?
- Наверное, да. Так, например, возник проект «Магия Венеры». Я сделал снимок двух беременных женщин — черной и белой, который в дальнейшем в Нью-Йорке был признан символом единства XXI века. Именно это фото вдохновило меня на 15-летний проект, и оно же стало обложкой альбома «Магия Венеры».
Расскажите подробнее про серию домашних портретов Ваших друзей. Как долго она создавалась, украшают ли эти снимки домашние интерьеры портретируемых?
- Эта серия вообще специально не создавалась — это обычные домашние фотографии, и не более того. Они не претендуют на шедевры фотоискусства. Но мне показалось, что именно эти полупрофессиональные снимки, не постановочные и даже где-то случайные, могут иметь документальную ценность, раскрывая образы известных людей с неожиданных ракурсов. При этом это не снимки папарацци, а очень добрые, теплые и дружеские фотографии.
Что бы Вы посоветовали молодым, начинающим художникам (в широком смысле этого слова): музыкантам, писателям, режиссерам и т.д.?
- Наверное, важно с самого начала делать то, что ты сам считаешь правильным и важным, то, что тебя самого вдохновляет, и не думать о коммерческом успехе. Мне кажется, что если ставить во главу угла коммерческий успех, то даже если это сработает, то слава будет временной, а репутация будет испорчена навсегда.
Когда творчества и свободы в стране было больше? Шестидесятые, восьмидесятые, нулевые или какое-то другое время?
- С моей точки зрения, творчество не имеет никакого отношения к внешней среде. И свобода настоящая бывает только внутри тебя самого. Поэтому творчество существовало и существует во все времена, независимо от экономики, политики и других внешних факторов.
Для многих людей Вы являетесь примером, подтверждающим слова: «Невозможное возможно». Что для Вас главное в жизни?
- Сама жизнь (Улыбается).
Любовь, Вера или Надежда? Может быть, берем всех троих?
- Я бы взял только Любовь, так как верить обычно приходится в то, что чаще всего трудно доказать, а надеются люди обычно на то, чего нет, но хотелось бы иметь. И то и другое мне кажется вторичным. А если вам Бог подарил Любовь, я имею в виду в самом широком смысле этого слова: если ваше сердце открыто для любви и сострадания и к людям, и к природе, ко всему, что вокруг, то этого, мне кажется, вполне достаточно.