На одной из страниц в «Часослове Изабеллы Стюарт» появилось необычная тёмная область, на которую обратили внимание несколько кураторов из Музея #Фитцуильямы Кембриджского #университета.
#Артефакт был направлен в исследовательскую лабораторию, где его изучали под инфракрасным излучением. Под пятном обнаружили рисунок — портрет герцогини, покойной возлюбленной герцога #Бретонского.
Хронология изменений часослова
По полученным данным, исследования удалось установить хронологию изменений объекта. Посчастливилось выяснить это, благодаря разности материалов, использованных авторами в нанесении изображений. #Художник Роана наносил рисунок:
- свинцово-белой краской;
- красным свинцом;
- ультрамарином;
- малахитом;
- коричневой землей;
- розовой краской, сделанной из насекомых.
Мастера нантские, которые скорректировали рисунок, применяли более дешёвые материалы: азурит, подменяющий ультрамарин; киноварь на смену красному свинцу; малахит заменили зелёным органическим красителем. Первоначально окрашенная ультрамарином и символизирующая синий цвет одежды Богородицы, мантия Екатерины, находящейся сзади Изабеллы, перекрашена азуритом. Все элементы синего в одеянии измененного портрета теперь выполнены азуритом.
Причины появления загадочного пятна
«Часослов» — одна из #рукописей, которая считалась драгоценной реликвией. Такие переходили по наследству, а новые собственники оставляли в них свои печати. Так произошло и в этом случае: #герб Изабеллы Стюарт был заменен новым геральдическим элементом.
Комментарий доктора #Рейнольдса в отношении #картины звучит так: «Это невероятное открытие. Такие рукописи можно назвать археологическими раскопками. Они раскрывают тайные страницы человеческой истории, когда обнаруживаешь эти скрытые изображения. Это история различных судеб, браков, появления династических союзов, рассказанная посредствам того, как они передавались от человека к человеку».