Великого советского голкипера Льва Яшина в мире знают как Черного паука – все из-за невероятной реакции и черной форме. Но на самом деле форма была не черная. Паук должен быть темно-синим.
Об этом в интервью Рабинеру рассказала вдова Яшина Валентина.
«Все говорят о его черной фуфайке, но на самом деле она была темно-синей», – объяснила она. За 20 лет у вратаря было 2-3 свитера этого цвета. До ЧМ-1970 мир не знал о цветном телевидении (хотя первый матч в цвете показали за год до этого) и видел только оттенки черного и серого, поэтому отличить темно-синий от черного было невозможно.
Легендарной формы у Валентины не осталось: «Динамо» заставило все сдать.
«Каждый год в конце сезона я перестирывала форму и сдавала. Даже после прощального матча в 71-м пришло распоряжение вернуть комплект – даже рваные перчатки, которые он сам зашивал. Мы посмеялись и вернули», – вспоминает Яшина.
В сборной у Яшина тоже был не черный свитер. Джордж Чилверс (пожалуй, главный колоризатор ретро-фото в Британии) показал, как выглядел вратарь после финала Евро-1960.
В то время все вратари играли в темной форме. Просто это практично: весной и осенью поля больше напоминали болото из грязи и опилок – их засыпали во вратарской, чтобы убрать месиво хотя бы частично. На форме темных цветов грязь была почти не видна.
Сохранился только одна вратарский свитер Льва – да и тот желтый, с номером 13 вместо привычной единички. В нем Яшин играл в 1963 году за сборную мира в матче в честь столетия футбола.
Кстати, Яшин считал, что свитер должен быть шерстяным. Летом в таком жарко, зато не больно падать. Кроме того, под форму он поддевал строченые ватные трусы.
Вратарей, которые одевались по-другому, он ругал.
«Бедра на ровном месте ушибить можно, синяки, кровоподтеки обеспечены, мышцы будут рваться. И упасть лишний раз будешь бояться. Здоровье беречь надо!».