Найти в Дзене
Offshore Finance

Цифровые чиновники, виртуальные земли и магазины. Как метавселенные становятся частью реальной жизни

Технологические гиганты стремятся превратить интернет в метавселенные. Активно развивают это направление прежде всего Microsoft и Meta (до ребрендинга – Facebook). Но к цифровому переходу готовятся целые города и страны: Сеул создает аватары чиновников, а Барбадос продает виртуальные земли. Новые миры рождают криптовалюты и обеспечивают рост существующих. Что из себя представляют метавселенные, как они влияют на биткоин и другие валюты и какую роль в них играет NFT – в новом материале Offshore Finance. Гибридный мир Метавселенная предполагает еще больший переход в онлайн, чем сейчас. Это полное погружение в «цифру» благодаря VR-перчаткам, очкам и другим гаджетам. Это «зеркальная» версия реального мира, где у каждого человека есть свой персонаж или аватар. В этом мире люди могут общаться, создавать мероприятия и участвовать в них как равноправные участники. Концепции метавселенной почти 20 лет. Термин «метавселенная» впервые появился в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона «Лавин
Оглавление
В игровой индустрии метавселенные существуют и активно развиваются уже давно. Их прародителями были многопользовательские ролевые онлайн-игры
В игровой индустрии метавселенные существуют и активно развиваются уже давно. Их прародителями были многопользовательские ролевые онлайн-игры

Технологические гиганты стремятся превратить интернет в метавселенные. Активно развивают это направление прежде всего Microsoft и Meta (до ребрендинга – Facebook). Но к цифровому переходу готовятся целые города и страны: Сеул создает аватары чиновников, а Барбадос продает виртуальные земли. Новые миры рождают криптовалюты и обеспечивают рост существующих. Что из себя представляют метавселенные, как они влияют на биткоин и другие валюты и какую роль в них играет NFT – в новом материале Offshore Finance.

Гибридный мир

Метавселенная предполагает еще больший переход в онлайн, чем сейчас. Это полное погружение в «цифру» благодаря VR-перчаткам, очкам и другим гаджетам. Это «зеркальная» версия реального мира, где у каждого человека есть свой персонаж или аватар. В этом мире люди могут общаться, создавать мероприятия и участвовать в них как равноправные участники.

Концепции метавселенной почти 20 лет. Термин «метавселенная» впервые появился в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона «Лавина» в 1992 году. В романе VR-пространство дублировало реальный мир, в котором люди общаются и взаимодействуют так же, как в офлайне. Интересно, что в книге мир разрознен, им управляют корпорации и мафия, а вот метавселенная — общая для всех цифровая 3D-реальность.

-2

Метавселенная Цукерберга

В конце октября Facebook Inc., владеющая одноименной социальной сетью, а также платформами Instagram, WhatsApp и другими, объявила о смене названия на Meta. По словам основателя компании Марка Цукерберга, это необходимо для того, чтобы корпорация воспринималась пользователями как единое целое, а каждый ее сервис выглядел как часть метавселенной. Эксперты уверены, ребрендинг – сигнал о наличии грандиозных планов у компании, которой уже мало соцсетей с миллиардами пользователей.

Метавселенная от Цукерберга должна заменить пользователям реальную офлайновую жизнь. Погрузиться в цифру должны помочь гаджеты: VR-шлем Oculus Quest и AR-очки Nazaré. С их помощью пользователь сможет перемещаться в метавселенную в качестве полноразмерного VR-аватара, общаться с другими пользователями в разных пространствах, созданных разработчиками, работать и проводить деловые встречи и играть — или появляться в качестве голографического изображения в реальной квартире друзей или на концерте за тысячи километров.

Основатель корпорации называет метавселенную «полностью иммерсивной 3D-версией интернета». По прогнозу основателя компании, разработка продукта займет 5-10 лет. Только в 2021 году корпорация планирует вложить в проект $10 млрд в год.

При этом идея метавселенной выходит далеко за рамки соцсетей, видеоигр и виртуальных мероприятий – у Meta Platforms большие планы на криптовалюту и NFT-проекты. Дальнейшее внедрение цифрового мира в повседневную жизнь изменит представление о том, что значит покупать что-то и владеть чем-то. На протяжении уже нескольких лет компания работает над собственным блокчейном и криптовалютой Diem. Недавно Meta, на тот момент еще Facebook, начала тестировать свой криптокошелек Novi, с помощью которого пользователи могут отправлять денежные переводы.

Объявление Facebook о создании метавселенной уже позитивно сказалась на курсах криптовалют. Сразу после презентации проекта взлетели цены на некоторые цифровые монеты. Crypto News предоставило статистические данные по росту курса таких криптовалют: Starlink (STARL) – 109%; Decentraland (MANA) – 39%; Sandbox (SAND) – 23%.

Позитивный эффект сохранится, считают эксперты. Метавселенная потребует интеграции нескольких цифровых финансовых инструментов, облегчающих экономическое взаимодействие людей из разных точек планеты.

-3

Альтернативные миры

Конкуренцию в метапространстве Meta может составить Microsoft. В начале ноября корпорация презентовала собственную платформу. Сервис Mesh позволяет при помощи виртуальной (VR) и дополненной (AR, проекция виртуальных объектов на ландшафт реального мира) реальности создавать и посещать в виде 3D-аватаров виртуальные офисы и любые другие пространства. Присоединиться к Mesh можно будет с помощью разных VR-устройств, в том числе очков Oculus, которые выпускает Facebook. Но и у самой Microsoft есть собственная линейка устройств смешанной реальности Hololens (цена за комплект таких очков с учетом скидок начинается от $3000). Пользователи смогут попадать в виртуальный офис и без специальных приспособлений — тогда им придется довольствоваться 2D-вариантом.

Meta и Microsoft только работают над созданием виртуального мира, который стал бы «зеркальной» версией реального. При этом в игровой индустрии метавселенные существуют и активно развиваются уже давно. Их прародителями были многопользовательские ролевые онлайн-игры (например, World of Warcraft). Погружение в игры сегодня глубже благодаря гаджетам: от джойстиков с обратной связью до VR-перчаток и очков. А технология блокчейн позволила соединить виртуальную экономику с реальной, предоставляя пользователям полный контроль над генерируемой ими ценностью.

В Roblox свою игровую платформу почти с самого начала строили именно как прообраз метавселенной — цифрового пространства, где пользователи смогут не только играть, но и общаться, встречаться, работать и учиться. Дети уже предпочитают праздновать день рождения в экосистеме Roblox, а не в офлайне.

Ставку на метавселенную делают и в EpicGames, которая экспериментирует с разными неигровыми предложениями для пользователей своей флагманской онлайн-игры Fortnite. На площадке Fortnite устроили концерт рэпер Трэвис Скотт и певица Ариана Гранде, зрителями которых стали десятки миллионов пользователей. В апреле 2021 года, Epic привлекла $1 млрд на развитие метавселенной.

Еще один успешный проект – блокчейн-игра Axie Infinity, которая основана на принципе play-to-earn («играй и зарабатывай»). Игроки зарабатывают токены SLP, которые торгуются на Binance и других криптобиржах, так что заработок можно выводить в фиат. При активной ежедневной игре заработок игроков может достигать $500-$1000 в месяц.

И, наконец, Decentraland, пожалуй, самый известный мир в блокчейне. Каждому цифровому участку там соответствует токен LAND формата ERC-721, который подтверждает право владения землей. Все участки там давно распроданы, сейчас их можно купить только на вторичном рынке, самые дешевые обойдутся в $4000-$5000. В ноябре 2021 года там продали землю за рекордные $2,43 млн. Земли в Decentraland сдают в аренду, размещают рекламу, строят виртуальные здания, открывают мини-игры, казино, торговые центры с NFT-товарами.

-4

Прогосударственные метавселенные

Власти Сеула объявили о создании первой в мире городской метавселенной. Ее планируют использовать для встреч граждан с чиновниками (а вернее с их аватарами) и проведения массовых мероприятий. Хотя проект планируют реализовать к 2030 году, некоторые его возможности станут доступны раньше. Например, традиционные торжества в канун Нового 2022 года состоятся как на главной площади города, так и на ее цифровой версии. Проект «Виртуальная туристическая зона» позволит пользователям со всего мира посетить достопримечательности Сеула.

«Сеул станет пионером в области дополненной и виртуальной реальности, объединив общественный спрос с частными технологиями», — заявили в правительстве. Там считают, что проект облегчит жизнь сеульцам и поможет «преодолевать ограничения реального мира, такие как нехватка времени и средств, языковой барьер и прочее».

Правительство Барбадоса намерено открыть цифровое посольство на децентрализованной платформе виртуальной реальности Decentraland. Как ожидается, в будущем пользователи смогут покупать и продавать виртуальную недвижимость и землю в Барбадосе. А еще — оформлять и получать электронные «визы» и перемещаться между мирами с помощью «телепортов».

В Японии свое видение метавселенной. В Токио открыли кафе под названием DAWN, или Diverse Avatar Working Network, где вместо обычных официантов работают человекоподобные роботы. Ими удаленно управляют люди с тяжелыми формами инвалидности — с помощью мышки, планшета или взгляда принимают заказы и раздают команды роботам. Такой подход поможет решить проблему инклюзивности, которая особенно остро стоит в Японии, где более 1/4 жителей не могут работать из-за физической инвалидности, психического заболевания или возраста.

А что в России?

Первой в России о создании метавселенной заявила, как ни странно, не крупная корпорация вроде Сбера или Яндекса, а MyTona – разработчик игр из Якутска. Компания создает приложение под названием Mytonaverse, в котором пользователи смогут коммуницировать в виртуальном пространстве. Ограниченный доступ к нему появится уже в конце 2021 года. «Приложение дает ощущение, наиболее приближенное к реальному общению: в нем уже можно проводить виртуальные собрания, путешествовать по разным социальным хабам (мирам), а также устраивать вечеринки с друзьями», — говорится в релизе компании. Как сообщают разработчики, в будущем планируется добавить на платформу новые функции, включая поддержку блокчейн-технологий и NFT. Кроме того, пользователи также смогут создавать собственные виртуальные магазины для продажи товаров и услуг. Также у них будет возможность «устраивать свои выставки, мастер-классы, эксклюзивные презентации, концерты, и многое другое».

О метавселенных высказался и президент России Владимир Путин. Он заявил, что людям необходимо использовать новые возможности для общения и учебы, несмотря на расстояния.

«Сам термин "метавселенная" три десятилетия назад предложил известный писатель-фантаст. И по его замыслу люди буквально бежали, спасались в ней от несовершенства реального мира. Но такой подход был бы слишком пессимистичным для нас сегодня и, думаю, по этому пути точно не стоит идти. Напротив, нужно использовать возможности метавселенных, чтобы люди могли общаться, вместе работать, учиться, реализовывать совместные творческие, деловые проекты, невзирая на большие расстояния», – отметил Путин.

Метабизнес

Очевидно, что каждой виртуальной экономике нужны деньги. В существующих метавселенных основным платежным средством уже стали криптовалюты. Причем альтернативные миры создают собственные перспективные альткоины, которые торгуются на Binance и других криптобиржах. Кроме того, заработанная в виртуальном мире ценность может быть представлена в виде NFT.

На метавселенных заработают не только техногиганты, но и инженеры VR- и AR-устройств, а также другие разработчики. Так, американская Unity Software купила студию графики Weta Digital, создавшую спецэффекты для «Властелина колец» и «Аватара». Вместе компании обещают превратиться в конвейер для производства 3D-графики для будущих метавселенных — и не только для них. Свои продукты компания сможет продавать и Meta (ex-Facebook), и Microsoft, и Apple одновременно. И это не последнее успешное и потенциально продуктивное слияние. Аналитики уверены, превращение интернета в метавселенные станет почвой для роста нового многомиллиардного бизнеса. Ждать долго не придется.