Я стоял на обочине Военно-Осетинской дороге, петляющей по Мамисонскому ущелью и ощущал себя путешественником во времени, который попал в настоящее средневековье. Вокруг меня проносились остатки старых родовых осетинских башен, где-то внизу под рёв речушки Мамихдон пронёсся табун лошадей, а вокруг меня уже минут пять не было ни одной живой души.
Я продолжал стоять и смотреть вдаль, а каждая клеточка моего тела явственно понимала: вот она, история. Не та, что скрывается в пыльном учебнике, не та, что спрятана в музейных экспозициях за протянутой цепочкой, которую охраняет внимательная бабушка. Нет, вот она история, которой буквально пропитан воздух, которую я могу потрогать.
Когда-то это ущелье населяли тысячи людей. Они пришли сюда потому что здесь хороший климат, есть места для выпаса скота и, что важно - есть вода. Люди построили родовые башни и организовали поселения. Они и сейчас есть на карте: Тиб, Лисри, Тли. Но в большинстве из них уже не осталось жителей, а если они и есть, то исчисляются парой десятков человек. А когда-то их были тысячи...
Село Лисри - настоящий музей под открытым небом. Здесь сохранилось множество родовых башен и руины Храма Успения Пресвятой Богородицы.
В начале 20 века в Лисри насчитывалось 120 дворов, в которых проживали представители 9 осетинских родов. А в период средневековья здесь было 14 родовых башен, которые были построены очень близко друг к другу. Именно из-за этого Лисри прозвали лабиринтом.
Сейчас здесь нет никого, только ветер треплет осетинский флаг над руинами. Тем не менее, везде аккуратно прибрано, нет никакого мусора - видно, что за этим местом следят. Сделана беседка со столами и печкой - сюда явно приезжают потомки тех, кто жил в Лисри.
Наверх от Лисри уходит дорожка, которая раньше соединяла собой цепочку сёл, расположенных поверху ущелья. Недолго думая, завожу машину и под урчание двигателя начинаю подъём.
Дорожка уходит вверх, постепенно становясь всё хуже и хуже. По краю дороги ещё сохранились столбы-ограждения, которые могли спасти людей от опрокидывания в ущелье. Снизу сейчас есть хорошая дорога, но, видимо, раньше её не существовало и единственной связью между сёлами был именно этот путь.
На одном из витков серпантина остановился, чтобы выйти из машины и посмотреть на панораму Мамисонского ущелья и остатки села Лисри. Фантастическое зрелище, а заснеженные горы на заднем плане сделали картинку ещё более сочной.
Увы, путь мой был недолог. Минут через пять дорога превратилась в направление, а еще через метров 500 оказалась засыпана камнями, Был вариант пролавировать между ними, но для начала нужно было выйти из машины и пройти вперёд, чтобы понять, есть ли в этом вообще смысл.
Смысла не было. Дорога была уничтожена осыпью. Когда-то раньше её поддерживали в проезжабельном состоянии - но сейчас уже нет смысла.
Всё что мне оставалось - в очередной раз взглянуть на осетинские красоты и отправиться вниз, в сторону основной дороги.
Впрочем, дальше меня ждала ещё целая куча сюрпризов. Но об этом - в следующий раз, когда я расскажу вам про Военно-Осетинскую дорогу. Увидимся!