В 2017 году на рождественском завтраке в узком семейном кругу Виндзоров случился скандал: Мария Кристина фон Рейбниц, принцесса Майкл Кентский, жена двоюродного брата королевы Елизаветы II, приколола на пальто брошь в стиле blackamoor.
Ну, надела и надела, что такого? Любой нормальный человек и внимания бы не обратил, разве что восхитился бы мастерством ювелира и стоимостью безделушки. Но не в этот раз. Так совпало, что на мероприятие впервые как члена семьи Виндзоры пригласили Меган Маркл, невесту принца Гарри и дочь афроамериканки.
А на брошке принцессы Кентской, представьте себе, мавр!
Потому что все вещи в стиле блэкмур изображают мавров в богатых уборах. Такая вот у него многолетняя особенность.
Blackamoor зародился в Венеции то ли в XVI, то ли в XVII веке.
В те времена там по торговым делам сновали целые толпы мавров-купцов. Все в роскошных восточных нарядах, потому что мавры – это арабы-сарацины, выходцы из Северной Африки. А среди их слуг наверняка встречались и негры, что для Африки вполне типично.
Но абсолютно белокожие снобы-венецианцы не видели необходимости разбираться в оттенках кожи иноверцев. Всех, кто был недостаточно светлокож, они звали маврами и изображали чёрными. Всё.
Так что и дизайн украшений у венецианцев получился экзотический: чёрные фигурки людей, чаще похожих на негров, в дорогих золотых чалмах и восточных уборах с драгоценными камнями. На итальянском стиль назвали moretto, это производная от того же мавра.
Современное общеупотребимое название стиля – blackamoor – переводится с английского как чёрный мавр.
За счёт сочетания глубокого чёрного цвета, сверкающего золота и драгоценностей предметы в стиле blackamoor выглядят роскошно, пользовались бешеной популярностью и были в моде несколько веков вплоть до последнего времени. Достаточно сказать, что статуэтка в стиле blackamoor была у Пушкина, украшения – у Элизабет Тейлор и Грейс Келли, у королевы Марии-Антуанетты – часы:
Стиль считался прогрессивным, подчёркивающим значимость международных контактов. Часть предметов изображала царей, часть – невольников, что для рабовладельческой Венеции было нормой.
Столики, подсвечники или подставки обычно делали в виде прислужников, держащих подносы и крепления для свечей:
Ювелирные изделия чаще выполнялись в виде голов или бюстов богато разодетых чёрных принцев.
Так что выбор украшения принцессы Кентской был на самом деле очень подходящим именно для Рождества. Один из волхвов – царь Бальтазар – традиционно считается и изображается негром в восточном одеянии.
Но поклонники Меган тотчас усмотрели в броши указание на Маркл и её мать, приплели расистский подтекст и подняли шум..
Вначале принцесса Кентская утверждала, что ничего плохого в виду не имела, брошь получила в подарок и носит очень часто. Да и надето украшение было на пальто, которое она, разумеется, сняла при входе.
Но ничего не вышло. Журналисты тотчас пробежались по парадным фото Марии Кристины и не нашли ни одного снимка со злосчастной брошью.
Тогда принцессе припомнили всё: и отца-нациста Гюнтера фон Рейбница, и чёрных овечек Винус и Серену, живших в её поместье, и пожелание темнокожей ресторанной обслуге отправляться назад в Африку.
Меган Маркл вначале отмалчивалась, но вскоре распространился слух, что она восприняла брошь как намёк и обиделась.
Ситуацию довели до точки: принцесса была вынуждена сообщить через пресс-секретаря: «Ее Высочество приносит свои извинения и очень сожалеет, что могла невольно кого-то оскорбить». Кроме того, Виндзорам пришлось пообещать, что Мария Кристина больше никогда не наденет возмутительный аксессуар.
В общем, все уже поняли: в современном политкорректном мире стилю blackamoor не место. Не удивлюсь, если запретят не только броши, но и интерьерные украшения, а сами исторические дворцы и помещения просто разорят, чтобы уже ничего не вызвало обвинений в расизме.
Жаль. Вещи в стиле блэкмур действительно очень красивы, а их полным запретом мировую историю не перепишешь.
О том, почему Меган Маркл не дали на свадьбу Владимирскую тиару, читайте в статье