Один раз вечером примерно в 22.30 возле меня остановился тонированный «по кругу» темнейшей пленкой автомобиль, опустилось водительское стекло… и сидящий за рулем парень спросил о том, как ему проехать к нужному месту. Вроде бы нормальная ситуация. Нет, не нормальная! Мало того, что машина была тонирована целиком, так он еще и был В ТЕМНЫХ ОЧКАХ!!! Я удержался от резких высказываний и подсказал ему дорогу, а при этом вынужденно наклонился, что бы меня было лучше слышно и посмотрел через лобовое стекло на дорогу… видимость была снижена ЗНАЧИТЕЛЬНО. Таких людей, кто позволяет себе ездить с запрещенной тонировкой, я не уважаю изначально потому, что им плевать на свою, нашу общую и мою личную безопасность, а желание выделиться выше уровня их интеллекта. Да, резко выразился, но если это так!
Итак. Давно уже известно, что затемняющая плёнка на стёклах автомобиля защищает его салон от яркого солнца и любопытных глаз прохожих. За это ее и любят многие автомобилисты. Однако наш закон не разрешает с её помощью отгораживаться от внешнего мира целиком. Сегодня я напомню вам то, как и какие стёкла в настоящее время разрешено тонировать в автомобиле, какие плёнки для этого можно использовать, какие санкции возможны за тонировку «не по правилам».
Слово о регламенте тонировки.
Общеизвестно, что достаточный обзор в автомобиле является одним из важнейших факторов безопасности движения. Об этом говорит и соответствующая статья Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» и просто здравый смысл. Этот документ регламентирует минимальное светопропускание стёкол, с которым допускается эксплуатация машины.
Светопропусканием зовется количество света, которое попадает в салон машины по отношению, к количеству света, которое попадает на стекло. Помните, что абсолютно прозрачных стёкол не существует, поэтому даже остекление без тонировки не обеспечивает 100% светопропускания.
Какая тонировка запрещается?
Уже в заводских условиях стёкла немного затемняют, добавляя специальные компоненты в состав материала. Их количество и состав определяют степень и оттенок будущей «тонировки» стекла, которое еще не подвергалось тонировке в автосервисе. Для затемнения уже готового стекла применяют другой метод: его оклеивают изнутри плёнкой (она может отличаться как по цвету, так и по количеству света, которое способно пропустить).
Оклеивать стёкла не запрещено законом (в отличие от фар машины). Только выбор плёнки должен происходить с учетом уже имеющегося «заводского тонирования», каким бы оно ни было, а так же с учётом того, какое светопропускание конкретного стекла автомобиля требует законодательство.
Существуют ещё ограничения, действующие вне зависимости от степени затемнения стекол:
1. Запрещено использовать зеркальную тонировку — вне зависимости от места её расположения и типа автомобиля. Такое покрытие способно возвращать свет фар и может ослепить водителей в тёмное время суток.
2. Покрытие лобового стекла не должно искажать восприятие цветов: белого, голубого, красного, жёлтого и зелёного.
Допустимо ли тонировать лобовое стекло?
Требования ТР ТС 018/2011 устанавливают минимальное светопропускание лобового стекла в 70% для обычных гражданских машин и 60% — для автомобилей с бронированными стёклами. Из этого следует, что вы можете сделать стекло чуть темнее штатного или использовать специальную плёнку с защитой от ультрафиолетовых лучей. Но учитывайте тот факт, что большая часть ветровых стёкол уже немного затемнены с завода. Поэтому перед нанесением плёнки стоит узнать светопропускание исходного стекла, а оно как раз может оказаться около 80%. В этом случае дополнительные 10 процентов будут почти незаметны и не спасут от ярких лучей солнца в ясную погоду, а денег на установку потребуют.
Кроме этого, для снижения риска ослепления солнцем Технический регламент разрешает наносить на верхнюю часть лобового стекла светозащитную полосу. Её прозрачность не подлежит измерению, можно использовать любую тёмную плёнку по своему усмотрению. Для транспортных средств категорий М1 (легковые до 8 мест) она должна быть шириной не более 14 сантиметров от верхней части стекла.
Разрешается ли тонировать передние боковые стёкла?
Для передних боковых стёкол требования по светопропусканию такие же, как и для лобового стекла: минимум 70%. Различие в одном - никаких дополнительных затемнённых участков не допускается. Часто боковые стекла сильнее, чем лобовое затемняют уже на этапе изготовления и их светопропускание может быть изначально близким к минимально допустимой границе.
А задние-то стёкла можно тонировать?
Все законодательные ограничения по светопропусканию касаются только передней полусферы остекления автомобиля. Если у вас в наличии оба наружные зеркала заднего вида, то можно тонировать всю заднюю часть автомобиля даже самой тёмной плёнкой.
При выборе плёнки стоит обращать внимание не только на процент светопропускания, но и на качество материала. Дешёвые плёнки часто обладают низкой эластичностью, подвержены быстрому отклеиванию. Хорошие плёнки делают стекло тёмным снаружи, но при этом видимость изнутри сохраняется на достаточном уровне. Значительно комфортнее и безопаснее маневрировать при наличии качественной тонировки, а не дешевой пленки на стеклах.
Как могут проверить тонировку сотрудники ГИБДД?
Правом проверять светопропускание стёкол автомобиля наделены сотрудники ГИБДД или технической инспекции. Но это разрешено делать только специальными приборами — тауметрами, а не «на глазок», как это иногда бывает. Тауметр должен быть вписан в Государственный реестр средств измерений и иметь действующий на сей день сертификат о проведенной поверке. Измерение светопропускания должно производиться в соответствии с инструкцией к прибору. В частности, корректным определение прозрачности будет только при определённом уличном освещении, давлении и относительной влажности воздуха, которые указаны в документе прибора. Эта инструкция должна быть в наличии у сотрудника ГИБДД, проводящего проверку вашего автомобиля.
Какой штраф предусмотрен за нарушение правил тонировки в 2021 году?
Если по итогам проверки светопропускание хотя бы одного из стёкол вашего автомобиля не соответствует нормам, то вам выпишут штраф по части 3.1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Он составляет 500 рублей, его можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней.
Вместе со штрафом вам могут выдать требование о прекращении противоправных действий (об устранении тонировки) в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 №3‑ФЗ «О полиции». В этом документе будет указан срок, в течение которого вы должны привести тонировку стекол в соответствие. Если это не выполнить, то при повторной остановке помимо ещё одного штрафа в 500 рублей вам будет грозить ответственность по пункту 1 статьи 19.3 КоАП РФ. Следует учесть, что за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции предусмотрен дополнительный штраф в размере от 2000 до 4000 рублей либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от сорока до 120 часов. А стоит ли так «нарываться» из-за какой-то тонировки?
Можно ли ездить с установленными «шторками»?
Нередко водители устанавливают «съёмную тонировку». Это разные шторки и сетки на каркасах, которые быстро снимаются. Есть мнение, что так можно избежать штрафа за излишне тёмное стекло. Но их использование также незаконно! За установку предметов, ограничивающих обзорность, статьёй 12.5 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей.
Сколько стоит нанесение тонировки в условиях автосервиса?
Стоимость тонировки зависит и от размеров машины и от марки выбранной плёнки. Средняя стоимость тонировки задней полусферы качественным материалом в моем городе на декабрь 2021 года в зависимости от марки автомобиля составляет: для задней полусферы от 2200 до 5000 рублей, для боковых передних – в пределах 2000 рублей, для лобового – 2000 рублей. Процедура достаточно быстрая и занимает в среднем не больше 2-3 часов.
Что в итоге?
1. Светопропускание стёкол регламентируется Техническим регламентом Таможенного союза. Запрещается использование зеркальных тонировок и покрытий, искажающих восприятие цвета.
2. Лобовое стекло должно пропускать не менее 70% света, но на него можно наклеить светозащитную полосу шириной не более 14 сантиметров (для легковых машин). Передние боковые стёкла должны иметь светопропускание не менее 70%.
3. Заднюю полусферу можно тонировать плёнкой любого светопропускания.
4. Светопропускание стекла могут измерять сотрудники ГИБДД с помощью специальных поверенных приборов. При проведении замера должны соблюдаться соответствующие технологические условия.
5. За езду с незаконной тонировкой могут оштрафовать на 500 рублей, а если проигнорировать требование полиции о демонтаже тонировочной пленки, то повторный штраф будет уже от 2000 до 4000 рублей. Могут применить арест до 15 суток. Шторки и сетки на передние стёкла в любом виде запрещены. За их использование грозит штраф в размере 500 рублей или предупреждение.
Возвращаясь к примеру из начала статьи, обращаюсь к тем водителям, которые игнорируют допустимые нормы тонировки и тонируют свои авто «по кругу и в ночь» - одумайтесь, пока это не привело к беде, откажитесь от излишне темной тонировки там, где это не допустимо, от этого зависит и ваша личная, и наша общая безопасность на дороге!
От себя скажу, что ранее, когда тонированию передних боковых стекол не уделялось значительного внимания в плане штрафов, я тонировал эти стекла на своем автомобиле. Однако, прежде, чем тонировать, я просил небольшой образец пленки и в ночное время проверял видимость через него (полагаю, что такая тонировка сейчас привела бы к штрафу, а тогда штрафы мне не выписывали, но при движении ночью все же она причиняла определенные неудобства). А о тонировании лобового стекла для меня лично речь вообще не шла, т.к. считаю это не допустимым. Теперь еще и штрафы за это есть. Полагаю, что разрешенной тонировки вполне достаточно и не стоит наносить пленку, светопропускание которой совместно со стеклом не обеспечит требуемое по Регламенту значение.
А как вы относитесь к тонировке вообще и к запрещённой в частности? А что думаете про тех, кто применяет запрещённый вариант, не взирая на штрафы, запреты и неудобство эксплуатации при некоторых условиях? Пишите ваши мнения в комментариях
Если статья понравилась – ставьте «палец вверх», подписывайтесь на мой канал.
Всем здравия и ровных дорог!
#авто #полезные советы #пдд #автосервисы #отечественный автопром #тонировка