В конце 90-х Борис Ельцин предпринял такую же попытку, как и его преемник Владимир Путин в эти дни.
Verkkouutiset, 05.12.2021. Kasperi Summanen
В марте 1997 в Хельсинки российский президент Борис Ельцин сделал Биллу Клинтону секретное предложение по НАТО. Ельцин хотел от США гарантий, что больше ни одна из стран бывшего СССР не присоединится к альянсу. Потенциальное соглашение должно было оставаться конфиденциальным. В рамках того же разговора было подтверждено, что у Финляндии остаётся «опция НАТО» — то есть возможность войти в альянс.
Опубликованные несколько лет назад в США документы проливают свет на содержание того самого разговора о НАТО. Эта тема вновь всплыла в свете недавних требований Владимира Путина о гарантиях нерасширения НАТО на восток. Есть мнение, что США своего мнения с тех пор не изменили.
— Разумеется, Клинтон ответил: «нет». И если Путин попросит у Байдена юридически подкреплённых гарантий по НАТО (что бы это ни значило), ссылаясь на необходимость не допустить членства Украины в альянсе, Байден тоже скажет «нет». НАТО не думает принимать в свои ряды Украину, но Украина — суверенное государство, — напоминает эксперт Института Брукингса Джим Голдгейер.
На этой неделе Путин заявил, что США и их союзники по НАТО должны дать гарантии того, что НАТО не будет расширяться в восточном направлении. Это предложение о разделе сфер влияния вызвало широкий резонанс.
Предложение Бориса Ельцина в 1997 носило такой же характер. И всё же предшественник Путина был готов довольствоваться секретным соглашением между президентами, без публичного подтверждения.
— Что же касается стран бывшего СССР, давайте заключим устное джентльменское соглашение, что ни одна бывшая советская республика не войдет в НАТО. Это джентльменское соглашение не будет обнародовано, — сказал Ельцин Клинтону в Мянтюниеми.
Президент США решительно отверг это предложение, что говорит об американском взгляде на европейскую безопасность и роль НАТО.
— Если мы договоримся, что ни одна постсоветская страна не может войти в НАТО, это пойдёт во вред нашим устремлениям выстроить новый альянс. В свою очередь, это повредит и вашим устремлениям построить новую Россию. Мы не наивны. Я понимаю, что для вас важно, кто войдёт в НАТО и когда, — в числе прочего ответил Клинтон.
— Представьте, каким ужасным посланием будет заключение тайного соглашения. Во-первых, в этом мире нет ничего тайного. Во-вторых, это послание будет выглядеть так: «Наша организация по-прежнему выступает против России, но есть черта, которую мы не перейдем», — добавил он.
Клинтон счёл, что такое соглашение навредит России, поскольку будет истолковано в таком ключе: «Мы по-прежнему империя, просто она теперь не так далеко простирается на запад».
Затем президент США отметил, что договор о нерасширении НАТО на восток вызовет в Прибалтике и других странах как раз те опасения, которые Ельцин хочет смягчить.
Кроме того, предложение России, по мнению Клинтона, обесценит программу Партнёрство во имя мира, в которой участвует в том числе и Финляндия. Он заявил, что подобное соглашение «ужаснет те маленькие страны, которые сейчас успешно работают и с вами, и с нами, — в том числе в Боснии».
— Задумайтесь о хозяевах этого саммита — Финляндии. Президент Ахтисаари вчера вечером назвал верной нашу (НАТОвскую) позицию по расширению в будущем.
— Он (Ахтисаари) сказал, что Финляндия не просится в НАТО, и до тех пор, пока никто не будет указывать Финляндии, что она не может присоединиться к альянсу, она сможет сохранять независимость и участвовать в Партнёрстве во имя мира с США и Россией.
Для Ельцина положение выглядело затруднительным. Клинтон упирал на то, что понимает: для России вопрос расширения НАТО очень болезненный. Но при этом отмечал, что не может дать гарантий, которые «разрушили бы дух НАТО».
Но Ельцин не был готов сдаваться полностью.
— Хорошо, тогда давай договоримся – один на один – что бывших советских республик не будет в первой волне [расширения НАТО]. Билл, пожалуйста, пойми меня. Я возвращаюсь в Россию с очень тяжелым бременем. Мне будет очень сложно вернуться в Россию и не выглядеть так, будто я согласился на расширение НАТО. Очень сложно.
Билл Клинтон ответил Ельцину, что тот давит на него в вопросе, который не должен вбивать клин между странами.
— Я не хочу делать того, что будет выглядеть как сохранение старой России и старого НАТО.