Псковичи то принимали посадников, присланных Новгородским вечем, то выбирали своих; то признавали своим князем Новгородского князя, то принимали особенного князя, присланного Новгородом, то сами приглашали к себе князя со стороны. Самостоятельный княжеский стол, в котором псковичи были «вольны», существовал в Пскове весь XIII век. Начиная с 1137 года и до начала XIV века, Псков не был политически подчинен Новгороду. В договорных грамотах XIII века Псков ни разу не назван в числе Новгородских владений. Отношения с князьями были неоднозначными.
«Псковский княжеский стол на протяжении достаточно длительного времени занимали представители Смоленской ветви Рюриковичей — потомки Ростислава Мстиславича (Мстислав Старый, его сын Всеволод, сын Мстислава Храброго Владимир, Ярослав Владимирович). В то же время на Новгородском княжеском столе в первые десятилетия XIII века происходило чередование представителей Суздальского княжеского дома (потомство Всеволода Большое Гнездо) и Смоленских Ростиславичей (Мстислав Удалой). Противостояние этих двух княжеских родов, особенно ярко проявившееся в событиях весны 1216 года, завершившихся Липицкой битвой и поражением Всеволодичей, превратило Псков в 20—30-е годы XIII века в оплот сил, оппозиционных Суздальскому княжескому дому.
С учётом же того, что Псков ориентировался на мирные, дружеские отношения с формирующимся Орденским государством, Орден меченосцев стал, естественным союзником и для новгородской оппозиции Суздалю. Не случайно участие Пскова в конфликте князя Ярослава Всеволодовича с «Борисовой чадью» и последовавший отъезд «Борисовой чади» вместе с князем Ярославом Владимировичем во владения Ордена.
Псков к XIII века веку превратился в большой и богатый город с многочисленным боярством, торговым и ремесленным населением.
Рыцари, по решению Римского папы, должны были уступить датчанам часть Ливонии (Гаррию и Вирландию), а за это Римский папа предоставил им вознаградить себя за это покорением русских земель. Вследствие этого, по призыву Дерптского епископа Германа фон Буксгевдена, рыцари направились на Псков. Русский князь Ярослав Владимирович, племянник Мстислава Удалого, вел врагов на своих соотечественников.
В 1240 году орденские рыцари, отряды датского короля и Дерптского епископа разгромили посланное на выручку Изборску псковское войско во главе с воеводою Гаврилою Гориславичем и взяли Изборск. Вместе с воеводой в бою погибло 600 псковичей. «В лето 6748 (1240 г.) избиша немцы пскович под Изборском 600 муж месяца сентября в 16 день». В течение недели князь Ярослав Владимирович с немцами осаждал Псков. Ливонцы «пригонивше под город и зажгоша посад весь, и много зла бысть, и погореша церквы и честные иконы и книги и много сел попустиша». В свою очередь Новгород не прислал воинских сил на помощь псковичам. Это привело к тому, что в Пскове взяли верх противники Новгорода. Псковичи понимали, что без помощи извне им не удастся выигратьзатяжную войну с Новгородом. В таких условиях Псковское вече решило заручиться поддержкой Ливонского ордена. Потерпев политическое поражение, бояре и купцы проновгородской партии бежали из Пскова. Посадник и бояре пустили в город вооруженный отряд, состоявший из немцев и чуди. «И по сем пришедше немцы и взяша город Псков и седоша немцы в Пскове 2 лета». Так 16 сентября 1240 года немецкие рыцари с помощью псковских бояр овладели Псковом. Псковитянин Твердила Иванкович, стал управлять городом от немецкой руки.
С отпадением бывшего пригорода - Пскова власть Новгорода над близлежащими землями заколебалась. В отличие от ижорян, чудь и водь не послали в Новгород гонцов, когда на их земли вступили орденские отряды. Новгородский летописец прямо называл «чудцу и вожан переветниками» или изменниками. Ливонские рыцари попытались объединить под своей властью всю чудь. Чудские «переветники» призвали немцев в Копорскую землю.
В моих книгах по краеведению показана история взаимоотношений государств.