О том, что хорошо бы, чтобы ребенок активно двигался, а именно бегал, прыгал, лазил и т.д. - говорят все. Мы (родители) конечно же киваем головами и безусловно соглашаемся. Но если дальше спросить более детально: «Так когда же, как и где двигается ваш ребёнок?» - в лучшем случае мы услышим – «Ну …он (она) ходят на спорт(танцы)», или «У них три физкультуры в неделю в школе – вполне достаточно».
А квинтэссенцией такого разговора вполне могут стать два вывода:
1) На учёбу времени не хватает какое тут движение - баловство всё это.
2) Когда приходишь домой усталый. все эти детские вопли и суета очень на нервы действуют. Поэтому чем тише – тем лучше.
И возникает закономерный вопрос: а зачем вообще детям это активное движение? Давайте разбираться.
Человек – это очень целостная «конструкция» состоящая из трёх «китов»: Тело – Разум – Чувства. Представьте эти 3 составляющие в виде равностороннего треугольника.
Все эти составляющие очень взаимосвязаны друг с другом. Начиная с рождения, происходит активное развитие ребёнка прежде всего через движения и эмоциональный контакт с близкими. Именно в движениях, подкреплённых приятными собственными ощущениями и вниманием любящих взрослых вокруг, формируются многочисленные нервные связи в головном мозге.
Это очень важно понимать.
От того, что мы с младенчества пытаемся вложить только интеллектуальную информацию - ребёнок не становиться более готов к школе.
Случай из практики. Мальчик уже в два года мог перечислить названия всех животных, в три года - читал. Родители были счастливы. Правда при более близком контакте бросалась в глаза телесная зажатость в области плечевого пояса, раскоординированность движений. А в эмоциональной сфере уже в 5 лет стало заметно, что с трудом выстраиваются отношения со сверстниками. Если что-то идёт не так, как он хочет, возникает ярость и он начинает кусаться и драться (поведение характерное скорее для 2-3х летнего ребёнка).
Начиная с 2-х лет психолог и педагоги сада настоятельно рекомендовали уделять внимание движению, т.к. вспышки ярости во многом тоже были связаны с постоянным телесным напряжением. К сожалению, ответ родителей был неизменен: «Нам это не нужно. Просто у вас дети неадекватные. И вообще вы нам завидуете».
Конечно же в 6, а не в 7 лет его повели в очень сильную школу и несмотря на то, что интеллектуально он далеко опередил своих сверстников – его не взяли из-за эмоциональной незрелости. Родители были в полной растерянности и на какое-то время оставили сына в покое с занятиями – просто ходили гулять. И вдруг заметили, что их шестилетний сын с радостью носится на площадке и пытается повторить все движения за 3-4-хлетними детьми.
Ему это наконец-то позволили, и ещё отдали в плавание и на психологический тренинг общения. В общем, активно занялись доращиванием двух забытых китов: Тело и Чувства. Через год его с удовольствием взяли в ту самую школу.
В норме к 7-ми годам ребёнок приходит в школу с достаточным количеством межполушарных связей и связей различных отделов мозга с лобными долями, отвечающими за контроль поведения. Если этого не происходит – ребёнок просто не справляется с учебным процессом. Мы часто сваливаем это на лень, но к сожалению, чаще всего дело именно в недосформированности важнейших нервных связей.
Основное формирование их продолжается до 12 лет. И, надеюсь вы уже не удивитесь, во многом благодаря двигательной активности ребёнка. Поэтому, представление о хорошем ученике, как о вечно спокойно сидящем и делающим уроки 18 часов в сутки – слегка неверно. (Хотя и очень удобно.) Ведь неслучайно в начальной школе после 10-15 минут урока обязательна физкульт-минутка.
Да и перемены в общем-то задуманы для снятия накопившегося телесного напряжения. Ведь в течении урока устают и крупные мышцы тела – от однообразной позы, от длительного письма, и мелкие – например мышцы глаз. То есть проходимость нервных импульсов от руки, глаз, ушей в головной мозг и обратно – снижается. Как следствие – глупые ошибки, снижение настроения и естественно нежелание учиться.
В специальных журналах публикуются упражнения «Гимнастики Мозга» и различные упражнения на формирование двигательных умений. Те учителя, психологи, родители, которые прошли курс «Телесноориентированные методы снятия учебного и рабочего стресса», на котором мы как раз всё это изучаем – применяют всё это с детьми. И на уроках и в домашних заданиях.
Случай из практики. Второклассник уныло сидит над тетрадью по математике и тяжело вздыхает. Мама уже делает третий заход в его комнату в надежде простимулировать процесс. Сын вроде что-то начинает делать, но через пять минут она застаёт его всё в той же позе мировой скорби. Классика жанра, но дальнейшие события развиваются по неожиданному сценарию. Мама: «Кажется тебе совершенно не хочется делать математику?» -
- Да, я бы её на луну зашвырнул.
- Давай зашвырнём! -спокойно говорит мама и берёт большую подушку.
- Представь, что это математика и вперёд.
Дальше в течение пяти минут мама с сыном самозабвенно пинают и кидают подушку – математику. Мама следит, чтобы сын это делал не только правой, но и левой рукой и ногой, также они проговаривают, всё что думают об этом нудном кошмаре – приготовлении уроков. Дальше мама спрашивает: «Полегчало?»
- Да!!!!
- Что с математикой? Что-то не понимаешь или надо настроится?
- Да понима-аю. Надо настроиться!
И они, вместе с мамой, выполняют 2-3 упражнения из «Гимнастики мозга». Потом через 10 минут мама заходит и просит отвлечься и ещё что-нибудь сделать телом – что хочется.
Через 30 минут уроки сделаны.
Надеюсь, что после вышеизложенного понимание того, что вносит движение в жизнь ребёнка, есть. Теперь давайте разберёмся со вторым пунктом: собственная усталость.
Часто бывая в различных регионах нашей страны, вижу одну грустную закономерность: чем больше город – тем меньше у детей возможности спонтанно двигаться. Ведь отпускать погулять на улицу родители боятся. И тогда нишу движения и живого общения со сверстниками занимают интернет и игровые приставки. Во многом потому, что нам - родителям, учителям - так удобно.
Наверное, каждая семья может найти свой выход из положения. Кто-то обеспечивает регулярные занятия спортом, особенно таким релаксирующим как плавание. Кто-то ставит дома спортивный уголок. Некоторые родители объединяются и по очереди выгуливают компанию детей. У кого-то есть дача или деревня, где хотя бы иногда дети пребывают в более свободном режиме.
Главное - действительно понять, как важна двигательная активность для ребенка, и тогда решение обязательно найдётся!
Светлана Смирнова, #детский психолог
Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал в Дзен.