Найти тему
Юризмы и Историзмы

Что общего у Титаника и Черной дыры

Оглавление

В детстве прочитав в какой-то фантастике фразу «до третьего слоя истины» я замер. Да не может быть! Какого такого слоя? Истина, она же, как осетрина, всегда только первого сорта (свежести). Как говорит один популярный в наши дни блогер: Истина всегда одна.

А вот сейчас, пытаясь разобраться в хитросплетениях детективной истории Титаника, я понял, что имеется в виду: обобщения все более и более высокого уровня. То, что Титаник угробился из-за конструкционных недоработок, не отменяет и возможности аферы, всеобщее пренебрежение техникой безопасности, не отменяет того факта что несчастье произошло, в конечном счете, из-за денег.

Каким же это образом? А давайте воспользуемся нашим методом широкого взгляда, который вроде бы неплохо поработал у нас в предыдущих частях. В самом деле, общепризнанное видение истории Титаника грешит некоторой узостью оно чрезмерно сосредоточено на самом Титанике. Например, неправильный маневр Мердока по уклонению от айсберга обычно объясняют тем, что Мердок был недавно переведен на Титаник и не имел опыта по управлению им. Но мы-то, узнав историю аварии Олимпика, теперь знаем, что Мердок прилично послужил на Олимпике, а Олимпик это практически тот же Титаник, только чуть-чуть поменьше. (Кстати, а может ли быть, что Мердок мастерски выполнил маневр, но айсберг притянулся к Титанику, как Хоук к Олимпику)?

Такой подход позволит нам так сказать поскрести по сусекам, И попытаться увидеть то, до чего еще не досмотрелись придирчивые телескопы и микроскопы общественного мнения.

Еще один аспект катастрофы

Гибель Титаника как действующая модель концентрации капитала. У нас в России Маркс давно забыт и предан проклятию, но на Западе, его помнят и изучают. Что такое Титаник с точки зрения политэкономии? Это основное средство, т. е. капитал судовладельческой компании. Что такое капитал? Капитал это овеществленный труд. Т. е. в конечном счете, Титаник, как и всякий капитал, был создан из рабочего времени тех рабочих, 1500 ирландцев, которые строили его на верфи Харланд и Волф. То есть это часть их жизней, тысячи, миллионы человеко-часов, воплощенных в металле.

Главное свойство капитала – его неудержимое стремление к концентрации. И, действительно, в конкурентной борьбе с Кунард Лайн, стремясь сконцентрировать в своих руках рынок трансатлантических перевозок, УСЛ в титаническом (простите за каламбур) усилии, создала чудо концентрации капитала – самый большой, самый дорогой, самый совершенный пассажирский корабль в мире. В своих качествах, в своей структуре, в своих родовых моментах Титаник – настоящее дитя своего века. Он отражает и несет в себе все черты своего времени, качества природы своего создателя – судостроительного и судоходного бизнеса, и если брать шире, то и бизнеса вообще.

Таковыми чертами, которые особенно бросаются в глаза в случае Титаника, являются:

· исступленная, экстатическая, самодовлеющая реклама, которая способна загипнотизировать и самих гипнотизеров – успешностью и непотопляемостью любого проекта, и довести до агрессивного пренебрежения правилами техники безопасности.

· безответственное давление, которое оказывают на специалистов (инженеров и эксплуатантов) маркетологи (шлюпки-скорость) и бухгалтерия (заклепки-переборки), добиваясь уступок, полезных для бизнеса, но вредных и разрушительных для производства и эксплуатации.

Также в феномене Титаника как действующей модели бизнеса можно выделить неравенство по имущественному критерию, что привело к гибели женщин и детей (тех самых 500 человек которых не досадили в шлюпки), путешествующих вторым и третьим классом, которые в соответствии с приказом капитана могли быть спасены и посажены в шлюпки. Они просто не смогли выбраться на шлюпочную палубу, вследствие отношения команды с одной стороны, и дискриминации (заложенной в самой конструкции корабля) с другой стороны.

В конечном счете, оказывается, что прямым виновником катастрофы являются деньги при пособничестве рынка, которые прямо-таки тоталитарно, хотя и скрытно диктуют отклонения от здравого смысла в ведении хозяйства. Что, в итоге, может и не привести к катастрофе, но приводит более чем часто.

Ключевым в понимании этого воздействия капитала на человеческие мозги является поведение радиста Титаника, который велит заткнуться радистам другого корабля, которые своими ледовыми предупреждениями, мешают ему заниматься бизнесом – передавать и принимать коммерческие телеграммы.

Концентрация капитала проявляется также и в том, что крупный капитал втягивает в себя капиталы поменьше, и, в какой-то момент, достигнув некоего порогового значения, проваливается сам в себя, утягивая за собой в кризис все ценное. Титаник, как капитал, явно перешел это пороговое значение.

Действительно, Титаник и Олимпик были слишком велики для своего времени. Слишком велики для законодательства своего времени, требовавшего наличия шлюпок по тоннажу, а не по количеству пассажиров. Слишком велики для сознания людей того времени, свято уверовавших в заклинания рекламы о непотопляемости и отбросивших всякую осторожность. Слишком велики для знаний того времени – ученые и инженеры не знали о гидродинамическом эффекте, не знали, как может происходить затопление такого корабля. Исходя из этого - это просто случайность, что первым гробанулся именно Титаник, теоретически это могло произойти с каждым из них, в т.ч. и с конкурентами – Лузитанией и Мавританией. Но после гибели Титаника урок был извлечен. И соотношение социального пространства с критической массой капитала было восстановлено до функционального.

Совпадение ли, что Титаник, созданный из жизней 1500 человек, унес в пучину жизни 1500 человек? Или это мера действия взбесившегося капитала, перешагнувшего порог концентрации? Его строили 1500 рабочих, шестеро из которых погибли при его постройке, а около 250 получили серьезные травмы, вследствие, опять же пренебрежения хозяев техникой безопасности. Титаник тонул так же основательно и величественно, как и строился. Как маленькая черная дыра, он втянул в себя жизни своих пассажиров – единственную ценность, которая была рядом в момент гибели.

Титаник – самая суть бизнеса. Как говорил Стивен Кинг – это парень, который следит за прической, но редко пользуется туалетной бумагой. И мы живем у него не на голове. За маской успеха и прорыва, которую напяливают рекламщики, скрывается тотальная неуверенность и тревога инженеров, вынужденных к крайним вариантам. Конечно, это метафора, но это метафора, которая кусается. И мало что изменилось с тех пор в мире. Конкретные уроки извлекаются, конкретные меры принимаются. Но, и, тем не менее – аварии, уносящие человеческие жизни и загаживающие природу происходят постоянно – Бхопал, Фукусима, Чернобыль, это только самые громкие имена. И рекорд Титаника по числу погибших уже в наше время побит паромом «Донья Пас», который убил 4300 человек в 1987 году. И повсюду причины одни и те же – беспечность и коммерческие соображения.

И напоследок немного о мистике

Говоря о мистике, которой окутана история крушения, теперь легко догадаться, что эта мистика рождена всей этой массой совпадений, наглухо затемняющей логику. Однако, как можно видеть, логика в событиях есть. Как говорил мистер Шерлок Холмс в «Собаке Баскервилей»: «Я в скромных размерах боролся против зла, но выступить против самого отца зла было бы, пожалуй, слишком самонадеянно с моей стороны. Однако же вы должны допустить, что следы ног были материальны».

Ну, если уж совсем необходимо поговорить о мистике, чтобы быть современным, то разве что упомянуть о дурной карме УСЛ, которая создала рай на плаву из страданий ирландских корабелов, а ранее в эпоху клиперов, возила в Китай опиум, то есть занималась наркоторговлей. Впрочем, и то и другое считалось занятием почтенным и тогда, и сейчас.

И вот уж кто совсем не виноват в трагедии Титаника так это айсберг. Если мы будем винить в наших бедах силы природы, мы ведь так ничему и не научимся. Настоящий айсберг, как и разруха в афоризме профессора Преображенского – в головах людей. Чтобы избежать такого айсберга, достаточно всего лишь не писать мимо унитаза, т.е. соблюдать правила безопасности и требования сопромата.

И в заключение, что же можно посоветовать нашим читателям, если они куда-то едут, плывут, летят или живут рядом с АЭС или химкомбинатом? Да, в общем-то, и ничего. Мы никак не можем повлиять на ситуацию. Пока миром правят деньги, интересы бизнеса будут доминировать над техникой безопасности. Так что нужно как можно скорее перейти на светлую сторону жизни, выйти из зоны комфорта и быть позитивными. А если серьезно, нам остается лишь в любом случае надеяться на себя, и почаще ходить в церковь. Каждый за себя – один бог за всех. А надежда умирает последней.