Как же хочется верить в чудо. Особенно если оно в такой привлекательной «обёртке», что невозможно оторвать глаз. А если это чудо рекламирует знаменитость, которую ты обожаешь?... Вообще сложно не устоять. И вот ты смотришь эту чудесную рекламу и уже веришь ей. Ты весь в неё погружаешься, разум отключается, вместо него начинают работать эмоции и сиюминутное желание. За тебя уже подумали и всё решили. А ты и не против…
Согласитесь, первое, что нами движет — это эмоции. Падки мы на «визуальную обёртку». Есть такое интересное наблюдение: «Крыс не любят. Но ёжик – это крыса с иголками и коротким хвостом. Белка – пушистая крыса с пушистым хвостом. Вывод: маркетинг и дизайн – это главное». Сюда ещё добавьте стадное чувство, которое мучает тебя. Ты начинаешь себя жалеть и думать, что ничем не хуже других. И покупаешь, покупаешь, покупаешь… И в большей степени человек покупает не вещь, которая ему действительно нужна, а чувство, статус и т.д. На этот самообман идут легко и даже с некоторым удовольствием мазохиста. Если природой нам заложен инстинкт самосохранения, то почему этот инстинкт не срабатывает в отношении обманчивой рекламы? Ведь это может привести к более масштабным последствиям. С одной стороны, народ любит поговорку «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше», но забывает при этом что, без хорошего труда нет плода. А современная тенденция такова, что люди хотят пойти по траектории наименьшего сопротивления: меньше работать — больше получать, меньше думать, читать, анализировать, но быть при этом интересными личностями, с которыми есть о чём поговорить. Принимают точку зрения блогеров, псевдомиллионеров и других «экспертов» без колебания, для них они истина в последней инстанции. И если в блоге появилась реклама, то значит товар или услуга стоящие! Это даже воспринимается не как реклама, а как рекомендация твоего хорошего знакомого. И в эту иллюзию человек верит.
Рекламные фейки и «фонари» (объявления в основном в сфере недвижимости, которые притягивают людей, как мотыльков на огонь) заполонили интернет и СМИ. После анализа таких реклам, объявлений и прочего ненароком задумываешься об отношении друг к другу: человек человеку – кто?
Французский прозаик, публицист, литературный критик Фредери́к Бегбеде́р как-то сказал: «Реклама – первая в истории система господства над человеком, против которой бессильна даже свобода». Сильно, да? Мне кажется, он попал в десятку. Ключевая фраза «система господства над человеком», т.е. мы по большому счету заложники, рабы всей этой рекламной шелухи. Когда же человек начнет спрашивать себя: «Мне действительно нужна эта вещь? А так ли она хороша, как про неё говорят?» и т.д. Но пока он упорно старается быть обманутым. Всё по классике: «Ах, обмануть меня не трудно!... Я сам обманываться рад!»
Раньше реклама была лишь текстом, который содержал информацию о том или ином продукте. Потом стала двигателем прогресса, а сегодня – двигатель регресса. С каждым годом людям всё труднее и труднее противостоять этому натиску, созданному при помощи огромного количества инструментов рекламы. Мы боимся показаться ущербными, и поэтому покупаем то, что модно. А модно только то, что хорошо рекламируют. И вот мы ходим с одинаковыми телефонами, в одинаковой одежде с одинаковыми лицами. Потребители. М. И. Цветаева говорила, что «когда людей, скучивая, лишают лика, они делаются сначала стадом, потом сворой». Тревожно.