Найти тему
Alex Lawyer

Особенности реализации федерального проекта «Содействие занятости» Министерства труда и социальной защиты РФ в Санкт–Петербурге

С 01.01.2019 в нашей стране стартовал федеральный проект «Содействие занятости» национального проекта «Демография» Министерства труда и социальной защиты РФ, направленный на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан.

В частности лицам, достигшим возраста 50–ти лет и старше, стало доступно профессиональное обучение, а также дополнительное профессиональное образование по основным и дополнительным программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих.

Обучение проходит на базе следующих образовательных организаций, выполняющих функции федеральных операторов, в которых по окончании обучения выдается документ об образовании по полученной квалификации, соответствующей выбранной программе:

– Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС);

– Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия);

– Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ). 

Согласно положениям гл.32 «Ученический договор» ТК РФ работодатель — юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения квалификации, прекращается по окончании срока обучения, и с лицами, завершившими ученичество, работодатель, по договору с которым они проходили обучение, заключает трудовой договор без установления испытательного срока.

По словам сотрудников ГБНОУ «Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт–Петербурга», являющегося региональным оператором АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» в Санкт–Петербурге, их нетиповое образовательное учреждение обеспечивает лишь освоение обучающимися образовательных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования без их последующего трудоустройства, наделено полномочиями, как и органы службы занятости, оказывать только посреднические услуги по бесплатному содействию в трудоустройстве без самого трудоустройства своих выпускников путем направления работодателям их резюме для участия в конкурсном отборе для замещения вакантной должности.  

Со слов сотрудников СПб ГБПОУ «Автомеханический колледж», которое также участвует в реализации данного федерального проекта, их профессиональное образовательное учреждение оказывает только лишь государственные услуги по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках данного федерального проекта даже без последующего посредничества по бесплатному содействию в трудоустройстве своих выпускников.

По словам сотрудников Северо–Западного института управления — филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС в Санкт–Петербурге, и их образовательное учреждение высшего образования не гарантирует трудоустройство своим выпускникам, а лишь оказывает им посреднические услуги по бесплатному содействию в трудоустройстве через рассылку их резюме заинтересованным работодателям. 

Но ведь конечной целью данного федерального проекта должно являться не только получение образования (основного или дополнительного) граждан, достигших возраста 50–ти лет и старше, но и само их трудоустройство в силу того, что такие лица испытывают трудности, связанные с их возрастом, в самостоятельном поиске и нахождении работы на рынке труда в Санкт–Петербурге.

И вот в этой связи возникает закономерный и одновременно антиномический вопрос, связанный с гарантированной нашим государством реализацией конституционных прав россиян на труд и социальную защиту от безработицы, а также на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (части 1 и 3 ст.37 Конституции РФ, пункт 1 ст.5 и пункт 1 ст.12 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032–I «О занятости населения в Российской Федерации»), при условии, что все указанные выше организации, осуществляющие образовательную деятельность (образовательные учреждения) и участвующие в реализации данного федерального проекта, не гарантируют трудоустройство своим выпускникам. 

Не говоря уже о том, что по окончании обучения в формате современного электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий продолжительностью всего 72, 144 или 256 академических часов у выпускников будет отсутствовать минимальный практический опыт работы в один год по их новой компетенции, требуемый многими работодателями, и возрасте в 50 и 50+, который в настоящее время является негласным дискриминационным фактором при устройстве на работу в Санкт–Петербурге, запрещенным ст.3 «Запрещение дискриминации в сфере труда» и ст.64 «Гарантии при заключении трудового договора» ТК РФ.

Таким образом, необходимо повысить эффективность деятельности государственных органов службы занятости через новые модели их функционирования, которые бы оперативно и проактивно содействовали реализации профессионального потенциала возрастных соискателей вакансий и стимулировали заинтересованность работодателей в приеме на работу таких работников.