Найти в Дзене
Следы на Земле

Время перелетных птиц

Фото с открытого доступа
Фото с открытого доступа

Он запомнил запах родных материнских рук на всю свою жизнь. И теперь убеленный сединами, наделенный небесами мудростью и щедрой душой, теперь когда далеко позади остались дивная горячая молодость, и степенная зрелость, он оглянулся назад, словно ребенок, потерявший самого дорогого на свете человека. Мать ушла на небеса, немногим позднее отца, но оставила о себе добрую память. Ее руки пахли ранней весной благоухающей цветами распустившихся урючин, на которых трудолюбивые пчелы собирают сладкий нектар. Руки матери источали аромат свежей, пропитанной дымком лепешки, солнечными персиками из соседского сада, и бесконечной любовью к своему единственному сыну. Она ушла совсем молодой, она улыбалась и грустила, смеялась и была печальной, но…запах ее рук остался с ним навсегда.

...Евгений Стеклов прикоснулся к теплой виноградной лозе и чуткой ладонью ощутил как внутри текут живительные соки пробуждая природу, после холодной и стылой зимы, как просыпается земля, как дышит она туманным паром и прелыми прошлогодними листьями. Земля просыпалась зовом высоко летящих в небе журавлей, звонким журчанием талых горных вод стремительно несущихся хрустальными ручьями и реками куда-то в призрачную даль. Евгений Сергеевич запрокинул голову и невольно зажмурился от солнечного лучика мягко и ласково скользнувшего по лицу: совсем как в детстве, когда все живы родители, и нет этой страшной войны.

…-Вот возьми сынок, поешь малость, да не торопись, не торопись…

Тамара Васильевна украдкой смахнула набежавшие слезы, и протягивая малышу свою маленькую пайку черного хлеба погладила его по теплой голове. Бездетная женщина, сжалилась сердцем над малолетним сиротой, и приютила в своем доме. Женя ей во всем помощник, глядит она на ребенка и не знает плакать ли ей от горя его постигшего или радоваться что теперь он рядом с ней. Сколько до нее семей хотели усыновить ребенка оставшегося без родителей, а он с плачем назад возвращался. Не лежало его сердце к пусть отзывчивым, искренним и добрым людям, не мог он забыть ни матери ни отца. Хотел сказать – «Люди милые! Спасибо вам за доброту и ласку, но не могу я так, не могу…» Но в один из дней, Тамара Васильевна роднее родных стала для него. Принял он ее, теплее ему с ней стало, спокойнее, хотя и не знает он что новая беда во сто крат страшнее его собственного горя, черной зловещей птицей раскинет свои крылья над многострадальной землей, и потянутся военные колонны на фронт, и зарыдает молодая жена получив похоронку, а злая птица войны все будет кружить и кружить над полями сражений ненасытная и беспощадная.

...- Ну что ты пригорюнился родимый? Все будет хорошо, не отчаивайся! Вот прогонят врага, вздохнет свободней землица, тогда больше хлеба засеют, и урожай богатый соберут. Тогда и хлеба вдоволь будет, и лепешки будут – горячие да румяные, с зернышками кунжута как ты любишь.

Тамара Васильевна прижала к себе Женю и прикрыла лицо косынкой – плакать отчаянно хочется от безнадежности, от того что каждый день приходят тревожные сводки с фронтов, оттого что холодно да голодно…А что поделаешь – никого война проклятая стороной не обошла, всем трудно.

…Евгений Сергеевич присел на топчан под тень виноградника, и пригубил пиалу с душистым чаем. Воспоминания словно призрачные тени прошлого теребят душу, не дают воли забвению. Столько лет прошло с тех пор, но день тот он помнит отчетливо, словно было это еще вчера. Тамара Васильевна ставшая мальчику второй матерью, держит его за руку, и идут они по тихим андижанским улочкам, чтобы взять домой хотя бы одного из эвакуированных детсадовцев. Кто они, откуда их доставил эшелон, - неизвестно. Просто несмышленые малыши которых обездолила судьба, и все. Трудно и больно говорить о том, какой была их встреча, но домой они возвращались уже втроем, - маленький Женя нес на руках чье-то дитя, без имени, фамилии, национальности. Просто нес ребенка на руках. А малыш обнял старшего брата, который и сейчас ему старший брат. Да что там говорить…Сейчас мальчик тот доктор медицины, профессор, светило науки, спасший не одну человеческую жизнь. Вот такая она судьба-то, - где потерял, там и нашел.

…В саду буйствовали краски весны. По цветущим урючинам прошелся прохладный ветерок и закружило благоухающей метелью нежно-розовое покрывало лепестков, словно невесту на выданье одевали к свадьбе. Евгений Сергеевич улыбнулся, с наслаждением вдыхая чудесные ароматы весеннего сада, и запахнул на груди легкую полотняную рубашку. Весна, красавица, чудесная, нежная и чистая как дыхание любимой Татьяны. Боже как много лет прошлой с той прекрасной поры, когда он встретил девушку своей любви. Дом родителей девушки стоял посреди сада в котором заливисто пели соловьи, рассказывая о своих печалях и радостях. Сладко пахло наливными яблоками что тяжелыми плодами пригибали к земле ветви деревьев. Евгений, молодой порывистый, словно тот ветерок в саду, сидит на топчане в зелени сада, и сердце его трепетно колышется в ожидании, - вот сейчас придет она, принесет чай гостям, мельком глянет на него и уйдет, скромно потупив глаза. Стройная и изящная, она появилась неожиданно, вышла из-за тени кустарника, и ровно ступая по дышащей теплом траве, принесла поднос с чаем и сладостями. Чинно, на одном дыхании поздоровалась со взрослыми, и накрыв стол, собралась уйти. Их глаза встретились на мгновение, но Евгений успел прочитать многое, что потом он будет ощущать долгие годы счастья, что подарила ему судьба, взамен того, что отняла однажды. И он не просил у небес ничего более, кроме счастья с девушкой которую полюбил всем сердцем и душой.

…Свадьба их была веселой и красивой. С машиной помогло руководство фабрики, - так что невесту привезли на автомобиле «ЗИС-101» что по тем послевоенным временам делом было почти невероятно трудным. Петляя по узким улочкам подъехал лимузин, под шумные аплодисменты невесту ввели в дом жениха. Народу было – не перечесть. Все пришли разделить радость с парнем, который рос и мужал у них на глазах. Да вот незадача - время уже позднее, а света в доме-то нет!

-Чего стоите как замерзшие, или не помните наших обычаев старинных?! – весело воскликнул кто-то из соседей. Быстро накрутили шерстяную ткань на шесты, и окунув в керосин подожгли. Под громкие выкрики молодежи улица осветилась яркими огнями, словно эта сказка про отважного юношу и прекрасную принцессу вершилась в давние-давние времена, когда наши прадеды были еще младенцами, а над необычайной красоты башнями кружили длинноногие аисты – вестники счастья и благополучия.

…Евгений Сергеевич отхлебнул чая заваренного женой, и глядя как она хлопочет по хозяйству, вздохнул: что ни говори, и несмотря на жизненные тяготы и невзгоды, несмотря на то что его былая многолетняя работа в правоохране не самая легкая, да и чего там уж лукавить – подчас опасная, годы-то ее мало изменили. Все те же лучистые искорки в глазах, та же милая улыбка, и ласковый взгляд. Все эти годы, Татьяна его ангел-хранитель, что своим белоснежным крылом незримо и тихо бережет его от бед и напастей.

Родившийся в Узбекистане, он с малых лет наравне со взрослыми трудился в ткацком цехе приближая как только мог долгожданную победу над врагом, а потом повзрослев встал в ряды тех, кто невзирая ни на какие трудности боролся с бандитизмом.

…-Таня, слушай, я что спросить хочу!

Хозяйка гостеприимного дома отвлеклась от дел, и обеспокоено подошла к мужу:

-Женя? О чем это ты? Со здоровьем что-то не так?

- А ты женушка случаем не помнишь, сколько лет мы уже вместе?

Татьяна Петровна, смешливо отмахнулась, и покачала головой:

-Ох, напугал! Уж как будто ты не знаешь! С твоей-то памятью, грех о таком забыть.

-Да шучу я, - рассмеялся Евгений Сергеевич - и между прочим могу даже напомнить – больше шестидесяти лет. Вот так-то милая моя. Налей-ка лучше чаю, ты его уж как знатно завариваешь!

Весна сошедшая на землю благодатным теплом согрела окрестности и поля, растопила лед горных хребтов, и перелетные птицы возвращаясь в родные края огласили лазурное небо радостными криками. Легендарный генерал, так много сделавший для народа, чуть прищурившись, посмотрел в небеса и помахал им рукой: вот и они посланцы древней земли вернулись домой, а это значит, жизнь продолжается, и так будет всегда!

Георгий АСИН