Можете это отрицать, но русский рэп действительно является логическим продолжением русской поэзии, нашей литературной традиции.
Такие артисты как Моргенштерн, Элджей, OG Buda, Оксимирон и Noize MC попали под прицел правоохранительного монокля. И пускай в этих псевдонимах мало величия, но личный вклад каждого из них в современную культуру хотя бы можно измерить.
Внезапно оказалось, что обращение «группы патриотов» было шуточным. Но «машина правосудия» не знает педали тормоза, тем грустнее. Не бывает хороших проверок и хороших лингвистических экспертиз, но есть «правильное» для системы решение — ломать об колено всё, что не соответствует государственному представлению о морали и нравственности.
«Мы не сидим сложа руки»
Господин Бастрыкин, которого мы все бесконечно уважаем, и чьё мнение для нас очень важно, со стороны начинает выглядеть как тот наш родственник с благородной сединой, недавно установивший модный Yandex Browser. Не исключаю, что он, прокрутив начальную страницу чуть вниз, набрел на заголовки статей Яндекс.Дзен и познал современную культуру с самой неприглядной стороны. Возможно, что моя фантазия беспочвенна, но что-то в этом есть.
Грустно, когда такие уважаемые люди растрачивают свои силы на борьбу даже не с ветряными мельницами, а с ветроуказателями. И действительно, современная массовая культура движется трендами («куда ветер дует, туда и тучи несутся»), и в погоне за хайпом артисты могут наделать массу глупостей, но часто ли они являются преступными? Очень трудно считать противоправным то, что вменяют конкретно этим молодым людям.
Пожалуй, единственная сфера, остающаяся неподконтрольной властям — независимая музыка. Вытеснение свободных творцов такого интересного, хоть и не высокого, но всё-таки жанра, породит проблемы, на решение которых в будущем придётся потратить еще больше ресурсов.
А что будет завтра?
Представьте ситуацию: музыкальная студия, сидят какие-то рэперы в стразах. И тут нагрянули с проверкой люди в погонах. Всех кладут по нашей старорусской традиции лицом в пол. А что они найдут? Микрофоны, которые стоят больше любого полицейского воронка? MIDI-клавиатуры с мигающими, как проблесковые маячки, кнопками? Ситуация абсурдная, но она это станет реальностью завтрашних дней.
И что нам остается делать в стране, где самый популярный артист — Олег Газманов, а самым важным музыкальным событием — праздничный концерт, посвященный Дню сотрудника органов внутренних дел? Остается только танцевать! Или уходить в подполье, где свободные артисты в дружеской атмосфере квартирника создадут параллельную культуру — самую интересную, самую живую и вечную.
Обидеть художника может каждый, обвинить художника может каждый, напечатать обращение в органы может не каждый. Но поручить Следственному комитету проверить деятельность рэп-артистов может только один человек.
Недавно я опубликовал материал о российских видеоблогерах, покинувших Россию. Он перекликается с темой данной статьи, потому советую ознакомиться и с ним, если вам было интересно.