Мы продолжаем цикл статей о свете в фотографии. В прошлой статье мы разобрались с базовыми характеристиками света и теперь настало время поговорить о том, зачем, собственно, фотографу нужен свет - то есть о формировании светотеневого рисунка.
Светотеневой рисунок представляет собой игру света и тени, которую демонстрирует тот или иной объект (объекты) при том или ином освещении. Если кто-то считает, что свет фотографу нужен для того, чтобы сделать фотографию светлее, тот сильно ошибается - свет нужен нам для формирования того светотеневого рисунка, который соответствует идее и смыслу фотографии.
Светотеневой рисунок позволяет передать на плоской поверхности монитора или бумаги эффект объемности изображения. По своей сути конечный результат фотографии (как и рисунка или картины) - плоское изображение на фотобумаге (или мониторе). На рисунке вы видите несколько фигур, которые являются плоскими (так как изображены на плоском носителе), но при этом выглядят объемно. Это достигается за счет игры света и тени. Наш глаз видит, а мозг анализирует светотеневой рисунок, оценивает участки бликов, светов, теней, градиент тени и на основании этой информации делает заключение о форме и характеристиках поверхности предмета.
Здесь стоит заметить, что передача объема на фотографии может осуществляться не только при помощи света, но и также при помощи других приемов (например, композиции - линейная и тональная перспективы, оптики - размытие заднего плана и т.д.).
Виды поверхностей
В целом различают два основных вида поверхности по ее взаимодействию со светом: глянцевую и матовую поверхность. Глянцевая (или зеркальная) поверхность характеризуется тем, что свет, падающий на нее, отражается под тем же углом. Это дает нам возможность видеть источник света, отраженный от глянцевой поверхности. Глянцевая поверхность достаточно плохо передает форму предмета.
Матовая поверхность характеризуется множественными переотражениями света. За счет этого явления свет по такой поверхности распределяется более равномерно, формирует более плавные переходы и градиенты. Поэтому матовые поверхности лучше передают форму по сравнению с глянцевыми.
Стоит заметить, что с точки зрения физики матовых поверхностей не существует в природе, так все поверхности по своей изначальной сути являются глянцевыми. Вопрос только в том, насколько поверхность, которая являлась по своей сути глянцевой, стала матовой, благодаря микроскопическим нервностям. Но это больше относится к теории, так как фактически мы видим глазом поверхность либо более глянцевую, либо более матовую.
В соответствии с этим глобальным разделением поверхностей сформировались два подхода в скульптуре и живописи: матовый и глянцевый (бликовый). Матовый подход является более старым и использует в своих произведениях передачу объема с помощью плавных переходов и градиентов. Глянцевый (или бликовый) подход сформировался несколько позднее, он использует для передачи объема игру бликов на скульптуре или на изображении. Эти же подходы перекочевали и в фотографию. Среди фотографов мы чаще видим представителей матового подхода (что достаточно логично, так как работать с матовым изображением проще), но любители работать именно с бликами также есть.
В целом матовый подход позволяет создавать спокойные уравновешенные снимки, в то время как блики могут добавить изображению драматизма, особенно если с помощью жесткого света подчеркивается структура, как на фотографии выше.
Также часто используется смешанный подход, когда используется сочетание матовых плавных переходов с бликами на отдельных частях изображения.
Что такое хороший свет в фотографии?
Для фотографии хорошим светом является тот свет, который позволяет обеспечить нужный светотеневой рисунок для снимаемого объекта. Во многих случаях правильный светотеневой рисунок обеспечивает выделение главного объекта в кадре и передает его объем, а также те характеристики, которые нужны фотографу в соответствии с задумкой.
Обычно светотеневой рисунок выстраивается в соответствии с идеей фотографа. Лучше всего это можно продемонстрировать на примере фотографического натюрморта.
Контроль за светотеневым рисунком не является прерогативой постановочной фотографии. Даже при съемке динамического репортажа путем изменения своего положения по отношению к источнику света фотограф может значительно влиять на игру света и тени в кадре. Но, несомненно, возможность воздействовать на светотеневой рисунок при постановочной съемке у фотографа несравненно выше; при репортаже хороший свет - это дело случая, особенно если съемка ведется на улице.
Понимание принципов формирования светотеневого рисунка и того, как он "работает", является одним из самых важных вещей в фотографии. Если фотограф научился работать со светотеневым рисунком (в рамках выбранного им стиля и направления), можно сказать, что он сформировался как профессионал. Это обстоятельство еще раз напоминает нам о том, что главное в фотографии - это свет и умение с ним работать, а не техника или вычурная обработка картинки.
Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.
Удачи вам и отличных фотографий!