Найти в Дзене
Алексей Иванов

От ослиной мочи до АИ-102 — чем отличается топливо в России и за рубежом

В России в последние годы появилась возможность заправляться «сотым» бензином — если денег не жалко. А в Америке вы не встретите бензина с октановым числом больше 93, и многие льют 87-й даже в мощные современные машины… Все дело в том, что классификация топлива в разных странах отличается. Под одинаковыми названиями продается разное горючее, и наоборот. Что же на самом деле льется из заправочных колонок в разных уголках мира и в чем отличия России. Заодно я сравнил, как соотносятся цены на топливо в разных странах в 2021 году. Российское горючее: догнали Запад? Сегодня мы классифицируем бензин по октановому числу, экологическому классу и наличию различных «улучшающих» добавок, которые отличают разные «фирменные» марки вроде «Лукойл Экто», «Роснефть Pulsar» или BP Ultimate. Раньше было проще. Советские автомобилисты знали, что в «Жигули» надо лить 93-й бензин, а в «Запорожец» — 76-й, и не особенно привередничали насчет горючего. Даже владелец недосягаемой для простых смертных «Волги» б

В России в последние годы появилась возможность заправляться «сотым» бензином — если денег не жалко. А в Америке вы не встретите бензина с октановым числом больше 93, и многие льют 87-й даже в мощные современные машины… Все дело в том, что классификация топлива в разных странах отличается. Под одинаковыми названиями продается разное горючее, и наоборот. Что же на самом деле льется из заправочных колонок в разных уголках мира и в чем отличия России. Заодно я сравнил, как соотносятся цены на топливо в разных странах в 2021 году.

Российское горючее: догнали Запад?

Сегодня мы классифицируем бензин по октановому числу, экологическому классу и наличию различных «улучшающих» добавок, которые отличают разные «фирменные» марки вроде «Лукойл Экто», «Роснефть Pulsar» или BP Ultimate. Раньше было проще. Советские автомобилисты знали, что в «Жигули» надо лить 93-й бензин, а в «Запорожец» — 76-й, и не особенно привередничали насчет горючего. Даже владелец недосягаемой для простых смертных «Волги» был зачастую счастлив перенастроить мотор под «семьдесят шестой» бензин. Дело в том, что низкооктановое горючее могло доставаться совершенно бесплатно. Правда, незаконно, но это мало кого смущало. Многим товарищам место работы позволяло практически бесконтрольно воровать бензин, предназначенный для грузовиков и сельхозтехники. Про соответствие топлива мировым стандартам никто и не задумывался — иномарок-то, по сути, не было.

Шутки о том, что в СССР автомобилисты (порой) заправлялись ослиной мочой, были настолько недалеки от реального положения дел, что даже цензура пропускала подобное на широкие экраны (см. «Джентльмены удачи», 1971 г.). Да, с нефтеперерабатывающего завода топливо выходило, вероятно, качественным, соответствующим ГОСТам, но дальше на разных этапах транспортировки и хранения бензин мог постепенно превращаться в «не бензин».

-2

В 90-е годы начался медленный процесс приведения российских стандартов в соответствие с западными. И процесс все еще не завершен, хотя теперь на заправках вешают гордые таблички «Евро-5». Но тут есть некоторое лукавство. Да, марки бензина и экологические стандарты у нас вроде такие, как в Европе, да не совсем. Табличка «Евро-5» совершенно не означает, что бензин соответствует принятому в Европе стандарту EN228. Некоторые производящиеся в России виды горючего ему отвечают, некоторые — нет. Это на усмотрение производителя.

По Сети гуляют страшилки: мол, нынешние российские стандарты топлива — слишком мягкие, уступающие не только европейским, но даже советским. Якобы под видом высокооктанового бензина могут продавать не пойми что, и это даже законно. Как ни удивительно, такая лазейка в нормах действительно есть. Соблюдение ГОСТов, где октановое число четко прописано, в наше время не является обязательным, производители могут руководствоваться собственными ТУ (технические условия) или СТО (стандарт организации). Единственное жесткое требование для всех НПЗ и АЗС — соответствие топлива Техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Этот документ подобно западному стандарту EN228 жестко контролирует множество параметров топлива, включая, скажем, массовую долю кислорода, и это должно гарантировать, что горючее соответствует российскому экологическому классу К5. С начала 2016 года в нашей стране запрещена продажа горючего более низких экологических классов. Но речь именно про российскую классификацию, а название «Евро-5» в данном случае не более чем маркетинговый ход заправочных сетей.

Лучше всего, конечно, заправляться тем бензином, про который точно известно, что он соответствует EN228 или ГОСТам. К сожалению, даже в случае с фирменными «улучшенными» вариантами бензина такое встречается далеко не всегда. Скажем, про горючее G-Drive 100 его производитель «Газпром» указывает, что продукция произведена в соответствии с евронормалью EN228. «Лукойл» в описании бензина «ЭКТО 100» ссылается на ГОСТ 32513-2013. А бензин «Роснефть Pulsar-100» соответствует только техрегламенту Таможенного союза.

Продолжение в следующей статье...