Бурные события начала ХХ века внесли не только кардинальные изменения в последующее развитие традиционных китайских боевых искусств, но и вытолкнули на поверхность новые подходы в обучении ушу, соотносившиеся по мнению реформаторов с новыми веяниями и обстоятельствами. Для начала процитируем одного из участников тех событий, который непосредственно участвовал в продвижении метода #нэйгун, о котором мы сегодня расскажем. Итак:
Сегодняшний научный прогресс стремительно развивается с каждым днем, и огнестрельное оружие становится все более и более устрашающим. Настойчивость и храбрость непобедимого остается необходимым качеством для победы. Следовательно, формирование храброй и хорошей боевой психологии должно быть неотложной задачей обычного обучения, и именно фехтование как метод обучения является наиболее полезным для воина. Ожидая, пока они упражняются в течение долгого времени, они развивают свой характер, преданность и искренность, могут внести свой вклад, делать то, что праведно, бросаться в бой на поле боя и считать смерть своим домом. Тут достоинства фехтования также очевидны!
В начале ХХ века, как известно, ушу выбирается китайским правительством в качестве национальной спортивной системы. Сперва это решение принимает правительство Сунь Ятсена в 1915 году, когда в Тяньцзине была созвана Первая Всекитайская конференция по образованию, где было принято фундаментально важное постановление:
...в каждое учебное заведение обязательно добавить старые китайские боевые искусства, для чего в педагогических училищах взращивать такого рода преподавателей.
А затем и Гоминьданом в 1928 году - как система
физического, духовного и нравственного воспитания и усиления самосознания нации, основанная на издавна присущих нашему народу исконных традициях.
Сперва новые реформированные боевые искусства были внедрены в общеобразовательных школах в качестве уроков физкультуры для детей и подростков, а позднее через широко распространенную сеть филиалов-гошугуаней в занятия #ушу стали вовлекать и остальные широкие массы населения, делая аспект на оздоровительный эффект от таких занятий. И фехтование обоюдоострым клинком-цзянь оказалось одним из важнейших направлений такого физвоспитания.
Среди мастеров и стилей, продвигавших методику фехтования Куньуцзянь, можно упомянуть таких титанов прошлого, как У Тунань (стиль #тайцзицюань) и Ли Шувэнь (стиль #бацзицюань). В 1931 году по приглашению Ли Цзинлиня, Ли Шувэнь (李書文, 1862- 1934) отправился в город Цзинань в Шаньдунский филиал института Гошу в качестве главного инструктора. А вот там его ученик и сотрудник местного гошугуань Чжан Сянъу уже передавал фехтование Куньуцзянь, изученное у уданского фехтовальщика Сун Ю.
Чжан Сянъу (張驤伍, Zhāng Xiāngwǔ) был родом из округа Цзисянь провинции Хэбэй. В годы, когда работал заместителем куратора знаменитого Нанкинского института Гошу, он внес большой вклад в развитие китайских боевых искусств, в том числе и организации Первых Всекитайских испытаний по боевым искусствам, о которых мы рассказывали ранее.
Чжан рано примкнул к новым реформируемым воинским соединениям в Китае, начиная с Бэйянской армии в 1907 году. И... служил под началом вышеупомянутого Ли Цзинлиня, что сыграло важную роль в нашей истории. В 1925 году Ли Цзинлинь занял пост начальника по военным вопросам в Чжили и попросил своего учителя обучать методам меча Куньу, вот и Чжан Сянъу был тоже тогда одним из учеников той группы. В 1937 году, после начала японо-китайской войны, Чжан Сянъу ушел из армии и жил в Сиане, посвятив себя распространению китайских боевых искусств и активно обучал методике фехтования Куньуцзянь.
Сам легендарный меч Куньу восходит к эпохе бронзового меча времен династии Чжоу (周 Zhōu, 1046 - 256 до н. э.), а точнее, он связан с именем Му-вана, пятого китайского императора из этой династии, который правил в 1001—947 гг. до н. э. Му-ван отправился покорять племена на северо-западе, и там, в земле Кунь ему и преподнесли этот меч Кунь-у. «Шанхайцзин» записывает клан Кунь первым, кто освоил технологию производства оружия из бронзы в Китае.
В некоторых случаях его историю возводят к эпической битве между императором Хуанди и демоном Чи Ю. Согласно традиции, великан Чи Ю выглядел как чудовище с телом человека, шестью руками, медной головой, на которой рос длинный, острый рог, четырьмя глазами, коровьими копытами и крыльями за спиной, при помощи которых великан мог перескакивать через самые высокие горы. Едой его были камни, песок и металл. Чи Ю обладал сверхъестественной силой и умением колдовать, а также отличался необычайным искусством в изготовлении оружия, в первую очередь из железа. Появление у людей железных орудий приписывается тем знаниям, которые получили люди от Чи Ю.
Сюань-нюй передала четыре трактата для Хуанди для победы над Чи Ю:
- «Сюань-нюй чжань цзин» - Ратный канон (玄女战经)
- «Сюань-нюй цзин яо фа» - Главные законы (玄女经要法)
- «Хуан-ди вэнь Сюань-нюй бин фа» - Вопросы о законах войны (黄帝问玄女兵法)
- «Сюань-нюй фан чжун цзин» - Канон внутренних покоев (玄女房中经)
И благодаря этому знанию Хуанди выковал меч-цзянь, который по легенде стал зеленым (что не удивительно с бронзовым оружием-то)…
Хотя культурная традиция и приписывает создание первого меча-цзянь Желтому Императору, использовавшего его во время битвы с Чи Ю. Однако в "Гуаньцзы" (管子guǎnzi - сборник древнекитайских философских трактатов IV—III вв до н. э.) сказано:
Когда-то гора Гэлушань извергла металл.
Чи Ю взял его и изготовил цзянь.
Как видим, это красивая легенда с красивым названием, которая была просто использована для лучшей узнаваемости в среде образованных людей, занимающихся боевыми искусствами.
Но вернемся к реалиям ХХ века. Стиль фехтования куньуцзянь был одним из трех направлений фехтования обоюдоострым мечем-цзянь, продвигаемых в Нанкинском Центральном Институте Гошу, а также в его многочисленных филиалах по всей стране. Поэтому меч Куньу получил большую известность и широкое распространение во время периода Китайской республики. Вместе с техникой фехтования Цинпинцзянь, Куньуцзянь стал самым известным и распространённым на материковой части Китая и на Тайване, куда после победы КНР уехали многие сторонники Гоминьдан.
Интересующимся китайским фехтованием будет познавательно узнать, что технические действия основаны на десяти иероглифических принципах, их можно посмотреть на видео ниже.
Ли Линсяо был достаточно известным фехтовальщиком ,и в 1930 году, чтобы пригласить его преподавать в Центральном институте Гошу, к нему отправили целую делегацию во главе с... Чжао Ляньхэ (趙連和 Zhào Liánhé). Нашим постоянным читателям он хорошо известен как фактический создатель и лидер Шанхайской Атлетической Ассоциации Цзинъу, который и умер в её стенах в середине сороковых ХХ века. Однако ещё он был серьезным специалистом по фехтованию чжаньмадао-мечем, рассекающим лошадь (斩马刀), кроме того брал уроки у легендарного Мастера Дадао Ванъу. Чжао Ляньхэ объединил скорость, точность и жестокость техники Ванъу в то, чему он научился в своей жизни, и практиковал эту технику рубки саблей так тщательно, что стал одним из известнейших фехтовальщиков той эпохи.
По легенде учитель Чжао дал ему последнее напутствие после обучения, изложив сущностный смысл фехтования одной фразой:
зуб - твердый и легко сломается, а язык - мягкий и сохранится надолго:
齿刚易折,舌柔长存,
что означает известный принцип:
мягкое побеждает жесткое.
Известна история, случившаяся на праздновании годовщины открытия Гонконгской спортивной ассоциации Цзинъу. Как обычно, на сцену вышел Чжао Ляньхэ. Поскольку его фехтование дао было широко известным, все настоятельно просили его показать свои навыки владения мечом. На этот раз Чжао Ляньхэ взял стакан и положил на него яблоко. Он заявил публике, что поставит стакан на голову ассистенту из учеников Ассоциации, а затем ударом дао разделит яблоко на две части, не касаясь стекла:
Только он сказал это, как острый дао со щелчком упал на яблоко, и оно действительно раскололось на две части, но стакан все еще стоял на макушке ученика без каких-либо повреждений.
Вот в канун Нового года на 19-м году Китайской Республики такие интересные гости приехали в резиденцию Ли Линсяо. Случилось так, что Ли Линсяо только что вернулся в свой родной город из Цзинаня, столицы провинции Шаньдун, где в местном гошугуане преподавал фехтование Чжан Сянъу. По случаю гостей и новогоднего ужина Ли Линсяо установил шесть столов в своем доме и пригласил нескольких местных мастеров боевых искусств, чтобы они вместе поприветствовать гостей из Центрального Института Гошу в Нанкине.
Среди пришедших оказался восьмидесяти пятилетний Дай Чжунъяо, представитель второго поколения фехтовальщиков куньуцзянь, который предложил гостям "скрестить руки и испытать искусство хозяина". К сожалению, подробностей тех событий до нас не донесли, но раз Ли Линсяо предложили хорошо оплачиваемую работу преподавателя в Центральном Институте Гошу, значит всё прошло удачно для него.
Ли Линсяо сперва учился у Лю Чжэньсяна, наследника прямой линии передачи меча Куньу, а затем продолжал совершенствоваться у племянника своего учителя Дай Саньчжи. Вместе с Инь Цзинчуном он представил широкой публике эту знаменитую книгу о фехтовании мечем-цзянь на 24-м году существования Китайской Республики, и
с тех пор искусство владения мечом Куньу оставило тень в истории.
Куньуцзянь был включен в обязательный курс со второго курса по четвертый. Однако через 3 месяца Ли подал совету директоров Центрального Института прошение об отставке, и затем покинул столицу, чтобы вернуться в свой дом в уезде Цан, где продолжил передавать своё искусство. Однако он продолжал поддерживать связь с Центральным Институтом и весной 1934 и 1935 годов посещал Нанкин, навещая ректора Чжан Чжицзяна и знакомых преподавателей. С тех времен до насм дошло упоминание о нем:
Видно, что среди мастеров фехтования во времена Китайской Республики навыки Ли Линсяо находятся на высшем уровне!
Увы, как и Ванъу, Ли Линсяо сейчас более известне персонаж романов в стиле у-ся.
Однако, создателем фехтования Куньуцзянь был вполне реальный человек по имени Пань Юангуй (潘元圭 Pān Yuánguī), даосский священник из Лунхушань (龙虎山) в провинции Цзянси. Сперва он тренировался в искусстве Цинпинцзянь (青萍剑), но потом пришел к мысли о чрезмерной вычурности и непрактичности из-за сложной работы корпусом, постоянного маневрирования и большого количества прыжков с филигранной техникой, основанной в первую очередь на изящных движениях запястьем, что оказалось сложным выполнять эффективно с хорошим тяжелым боевым клинком.
Поэтому он решил разработать новый метод, без легких, изящных и постоянно изменяющихся филигранных «вышиваний клинком». Ибо он почувствовал, что фехтование Цинпинцзянь
повторяется и усложняется, поэтому перешел к грубому и отточенному,
тем самым создал искусство владения мечом, которое признал более продвинутым.
Однако он пришел к интересному выводу, что те,
у кого нет основы, будут изучать искусство фехтования Куньуцзянь с самого начала, неизбежно будут подобны воздушному замку.
Поэтому до изучения конкретной техники владения мечом Пань сначала обучал внутренним навыкам владения мечом, которые разделены на три различных тренировки, когда последовательно практикуют три составляющие:
«тайные наставления» цзяньцзюэ (剑诀jiànjué) через «собирание и растяжение» овладевают «ци меча» цзяньци (剑气jiànqì) и через его концентрацию проявляют «силу меча» (剑力jiànlì), благодаря чему сила всего тела концентрируется на запястье и направляется от лезвия к острию меча.
Причем этот навык будет в дальнейшем применим не только к этой конкретной технике фехтования, но и к владению любым другим холодным оружием и к рукопашному бою.
Если вы будете действовать в соответствии с правильной последовательностью, вы откроете для себя прекрасный опыт, и вам не нужно будет ждать, пока я скажу вам, что чувствовать.
Итак, отличительной особенностью преподавания фехтования Куньуцзянь заключается в уникальном подходе:
базой, фундаментом, с которого начинается освоение данной системы являются специальные методы внутренней работы, а не простые технические движение, как это обычно обстоит дело в других стилях и направлениях.
Отличительная черта этого метода [для фехтования], которая отличает от других методов боевых искусств, состоит в том, что тело [должно быть] легкое и гибкое. Надо быть подвижным. Глаза должны быть быстрыми, тело не должно быть застоявшимся. Руки должны быть чувствительными, а шаги не должны задерживаться. Со временем естественные движения становятся элегантными, похожими на летающего феникса.
Его сила проникает в центральный даньтянь и использует силу поясницы. Тренируйте все тело, используйте силу, а не только пальцы и запястье. Следовательно, каждое действие и каждое действие должны быть живыми и умными.
Открывая и закрывая, вы должны знать движение и статику. Движение похоже на драконов и фениксов. Статика похожа на тигра и медведя.
Что интересно, занимающиеся этим нэйгун уже в наши дни с удивлением обнаруживают, что упражнения комплекса очень быстро и эффективно распрямляют позвоночник, особенно грудной отдел. Это очень важно особенно в наши дни, когда многие основную часть своего бодрствования проводят, сгорбившись перед клавиатурой и экраном компьютера.
Такой подход в обучении вполне обоснован. Можно рассматривать практику фехтования как «искусство владения мечом» или «знание меча», но в любом случае - это внешняя работа. Поэтому необходимо дополнить её внутренней наработкой, так как внутреннее и внешнее – это одно целое и должны развиваться вместе. Только тогда изучение боевых искусств будет должным образом обогащено и наполнено.
Комплекс состоит 12 упражнений. Цель этой внутренней наработки состоит в том, чтобы построить ступеньку к изучению искусства владения мечом.
Метод направлен в первую очередь на оздоровление и укрепление здоровья занимающегося. Он улучшают зрение и слух, развивает дыхание и работу легких, тем самым приносит пользу жизненным силам внутренних органов и оптимизируют работу мозга. Упражнения несложные и подходят любым категориям занимающихся.
Для укрепления рук, ног и бедер эти упражнения принесут бесчисленное множество пользы и никакого вреда.
Для интересующихся традиционными китайскими прикладными и оздоровительными методиками 11 декабря прошел онлайн-семинар по этому уникальнейшему методу внутренней работы. Несмотря на свое необычное название, этот комплекс отлично подходит как базовый нэйгун для занимающихся любым боевым искусством, а также это отличный метод оздоровления, включающий в себя 12 упражнений.
Запись трансляции доступна, все вопросе в группе по ссылке.
Всем хороших тренировок!