Возможно ли снять оптимистичную, светлую комедию, сюжет которой строится вокруг похорон возлюбленного молодой героини? Да ещё и начать такой фильм с обтянутого джинсами мужского зада во весь экран? У индийского фильма «Pagglait» (в России его можно поискать под названием «Чудачка») именно такой сюжет и именно такое начало.
Мужской зад, обтянутый дешёвыми штанами, подпрыгивает на седле велосипеда. Он (и велосипед, и зад) принадлежит старьёвщику, который тянет по улицам индийского городка тележку, нагруженную старыми матрасами. Матрасы эти нужны для кремации покойного – молодого парня, скоропостижно покинувшего сей бренный мир.
Дом, в который свозят матрасы, погружён в траур. Мать и отец почившего места от горя не находят, многочисленные съехавшиеся на церемонию похорон родственники тоже радости, естественно, не испытывают. И только один человек, от которого ждали потоков слёз, похоже никак не может понять, что за горестное событие произошло.
Молодая жена покойного Сандья не проявляет вообще никаких эмоций. Она продолжает жить повседневной жизнью, будто не замечая, что рядом не стало самого близкого человека. А когда в доме появляется подруга детства, тоже приехавшая проститься с рано ушедшим парнем, Сандья вовсе начинает вести себя странно – с учётом ситуации. Она, например, может сбежать с подружкой в город и устроить там шопинг.
Эмоциональный паралич? Сумасшествие, вызванное большим горем? Бегство от реальности? Большую часть фильма «Pagglait» все персонажи гадают, почему же так странно ведёт себя Сандья. И даже со зрителями режиссёр Умеш Бист отгадкой делится далеко не сразу (не стану делать этого и я, чтобы обойтись без спойлеров), добавляя к жанрам своей всего лишь второй полнометражной картины ещё и лёгкие детективные нотки.
Вот такие фильмы, как «Чудачка» реабилитировали в моих глазах современное индийское кино, которое я в последнее время – так уж получилось – смотрю в большом количестве. Да, мейнстрим Болливуда – дурацкие комедии, пошлые мелодрамы, пустопорожние драмы - оставляет желать лучшего. И если вы привыкли ругать Голливуд, попробуйте сравнить две национальные кинематографии. Наверняка начнёте уважительней к американскому кино относиться.
К счастью, среди попсовой и штампованной белиберды нередко попадаются такие вот алмазы, «Чудачка». Фильм Биста смешной, при этом смешит не идиотскими гэгами, кривляньем актёров или неполиткорректным хамством (а в индийском кино до сих пор не видят ничего зазорного, например, чтобы самым оскорбительным образом обсмеять лишний вес женщины). Юмор здесь гораздо более тонкий и изящный. Смешит недопонимание между действующими лицами, веселит неуместность для ситуаций некоторых моментов (вроде весёлого дверного звонка, который извещает о приходе в траурный дом очередного гостя), забавляет трогательность и нелепость.
При этом «Чудачка» нигде не скатывается в «чёрный» юмор, да ещё и умудряется быть поэтичной и светлой. С какой-то поэтичной наблюдательностью следит за миром камера оператора Рафея Мехмуда. Поэзия авторами обнаруживается в самых неожиданных деталях. Даже в обтянутой штанами пятой точкой старьёвщика! В том, как с мягким скрипом едет повозка со старыми матрасами. В том, как пересчитывает похоронные расходы растерянный отец покойного. В том, с каким умиротворённым спокойствием общается героиня (её прекрасно сыграла 29-летняя актриса Санья Малхотра) с человеком, которого должна бы ненавидеть.
Жаль, что Индия не догадалась выдвинуть в этом году «Чудачку» на «Оскар». Думаю, шансы были бы неплохие.