Найти тему
КиноРаритет

Жизнерадостная комедия про похороны мужа – такое вообще возможно? В Индии проверили

Возможно ли снять оптимистичную, светлую комедию, сюжет которой строится вокруг похорон возлюбленного молодой героини? Да ещё и начать такой фильм с обтянутого джинсами мужского зада во весь экран? У индийского фильма «Pagglait» (в России его можно поискать под названием «Чудачка») именно такой сюжет и именно такое начало.

Требуется творческое мужество, чтобы начать поэтичную трагикомедию с крупного плана мужского зада
Требуется творческое мужество, чтобы начать поэтичную трагикомедию с крупного плана мужского зада

Мужской зад, обтянутый дешёвыми штанами, подпрыгивает на седле велосипеда. Он (и велосипед, и зад) принадлежит старьёвщику, который тянет по улицам индийского городка тележку, нагруженную старыми матрасами. Матрасы эти нужны для кремации покойного – молодого парня, скоропостижно покинувшего сей бренный мир.

В фильме «Чудачка» (Pagglait) старьёвщик обеспечивает кремацию горючими материалами
В фильме «Чудачка» (Pagglait) старьёвщик обеспечивает кремацию горючими материалами

Дом, в который свозят матрасы, погружён в траур. Мать и отец почившего места от горя не находят, многочисленные съехавшиеся на церемонию похорон родственники тоже радости, естественно, не испытывают. И только один человек, от которого ждали потоков слёз, похоже никак не может понять, что за горестное событие произошло.

Самый большой кошмар для родителей - пережить своего ребёнка - познают персонажи трагикомедии «Чудачка» (Pagglait)
Самый большой кошмар для родителей - пережить своего ребёнка - познают персонажи трагикомедии «Чудачка» (Pagglait)

Молодая жена покойного Сандья не проявляет вообще никаких эмоций. Она продолжает жить повседневной жизнью, будто не замечая, что рядом не стало самого близкого человека. А когда в доме появляется подруга детства, тоже приехавшая проститься с рано ушедшим парнем, Сандья вовсе начинает вести себя странно – с учётом ситуации. Она, например, может сбежать с подружкой в город и устроить там шопинг.

Главная героиня фильма «Чудачка» (Pagglait) не выглядит горюющей по скончавшемуся супругу, чем приводит окружающих в недоумение
Главная героиня фильма «Чудачка» (Pagglait) не выглядит горюющей по скончавшемуся супругу, чем приводит окружающих в недоумение

Эмоциональный паралич? Сумасшествие, вызванное большим горем? Бегство от реальности? Большую часть фильма «Pagglait» все персонажи гадают, почему же так странно ведёт себя Сандья. И даже со зрителями режиссёр Умеш Бист отгадкой делится далеко не сразу (не стану делать этого и я, чтобы обойтись без спойлеров), добавляя к жанрам своей всего лишь второй полнометражной картины ещё и лёгкие детективные нотки.

Двух самых неприятных персонажей фильма «Чудачка» (Pagglait) режиссёр Умеш Бист отказывается показывать злодеями
Двух самых неприятных персонажей фильма «Чудачка» (Pagglait) режиссёр Умеш Бист отказывается показывать злодеями

Вот такие фильмы, как «Чудачка» реабилитировали в моих глазах современное индийское кино, которое я в последнее время – так уж получилось – смотрю в большом количестве. Да, мейнстрим Болливуда – дурацкие комедии, пошлые мелодрамы, пустопорожние драмы - оставляет желать лучшего. И если вы привыкли ругать Голливуд, попробуйте сравнить две национальные кинематографии. Наверняка начнёте уважительней к американскому кино относиться.

Одной из самых трогательных сцен трагикомедии «Чудачка» (Pagglait) становится... подсчёт расходов на похороны
Одной из самых трогательных сцен трагикомедии «Чудачка» (Pagglait) становится... подсчёт расходов на похороны

К счастью, среди попсовой и штампованной белиберды нередко попадаются такие вот алмазы, «Чудачка». Фильм Биста смешной, при этом смешит не идиотскими гэгами, кривляньем актёров или неполиткорректным хамством (а в индийском кино до сих пор не видят ничего зазорного, например, чтобы самым оскорбительным образом обсмеять лишний вес женщины). Юмор здесь гораздо более тонкий и изящный. Смешит недопонимание между действующими лицами, веселит неуместность для ситуаций некоторых моментов (вроде весёлого дверного звонка, который извещает о приходе в траурный дом очередного гостя), забавляет трогательность и нелепость.

Похороны молодого парня в фильме «Чудачка» (Pagglait) становятся поводом собраться для всей многочисленной родни
Похороны молодого парня в фильме «Чудачка» (Pagglait) становятся поводом собраться для всей многочисленной родни

При этом «Чудачка» нигде не скатывается в «чёрный» юмор, да ещё и умудряется быть поэтичной и светлой. С какой-то поэтичной наблюдательностью следит за миром камера оператора Рафея Мехмуда. Поэзия авторами обнаруживается в самых неожиданных деталях. Даже в обтянутой штанами пятой точкой старьёвщика! В том, как с мягким скрипом едет повозка со старыми матрасами. В том, как пересчитывает похоронные расходы растерянный отец покойного. В том, с каким умиротворённым спокойствием общается героиня (её прекрасно сыграла 29-летняя актриса Санья Малхотра) с человеком, которого должна бы ненавидеть.

При всей мрачности завязки, фильм «Чудачка» (Pagglait) получился у индусов светлым и оптимистичным
При всей мрачности завязки, фильм «Чудачка» (Pagglait) получился у индусов светлым и оптимистичным

Жаль, что Индия не догадалась выдвинуть в этом году «Чудачку» на «Оскар». Думаю, шансы были бы неплохие.