Сегодня аббревиатура «СДС» в Кузбассе известна очень многим. Это мощнейшая Холдинговая компания «Сибирский деловой союз», история возникновения которого довольно драматична и тесно связана с городом Берёзовский и его жителями. Поэтому данный материал я публикую не столько как журналист, сколько как невольный очевидец происходящего в небольшом шахтерском поселении, расположенном в Сибири.
Официально появление будущего промышленного гиганта в соответствующем секторе Кемеровской области зафиксировано 12 августа 2004 года. На этот момент в его активе уже числился один из крупнейших в области разрезов – «Черниговский» (переименованный потом в «Черниговец») с юридическим адресом в Берёзовском. Предприятие буквально взяли штурмом 22 декабря 1999 года с помощью милиции и ОМОНа, лишив коммерческих перспектив прежнего владельца. В некоторых средствах массовой информации в те годы употребляли словосочетание «рейдерский захват». Так на «Черниговке» появилась новые хозяева в лице бизнесменов В. Г. Гридина и М. Ю. Федяева – давних знакомых тогдашнего губернатора, который и поддержал, как утверждают отдельные СМИ, передел собственности.
Вот что писали впоследствии в интернете: «Везёт персонально и «Черниговскому»: он переходит в собственность бизнесменов Михаила Федяева и Владимира Гридина, становясь едва ли не первым камнем в фундаменте блистательной имперской постройки – холдинговой компании «Сибирский деловой союз».
А вскорости городу, с подачи губернатора, навязали и человека на роль мэра — ставленника СДС. Им стал бывший директор «Черниговки» А. И. Колесников, о котором рабочие этого предприятия отзывались не очень лестно. В городе появилось множество магазинов с аббревиатурой «СДС», новая страховая компания и даже травмпункт с теми же тремя буквами на фасаде… Более того, все городские предприятия жизнеобеспечения стало обслуживать на тот момент одно из подразделений всё того же СДС – «Северо-кузбасская энергетическая компания» (СКЭК). Вспоминаются слова В. И. Ленина, что при захвате власти надо взять почту, телефон, телеграф. СДС брал власть в городе немного по-другому — в соответствии с нынешней реальностью.
В средствах массовой информации время от времени мелькали сообщения, что, мол, СДС стал кошельком губернатора. Следует добавить, довольно увесистым кошельком – в активе холдинга множество предприятий, разбросанных по всей стране, а фамилии Федяева и Гридина занесены даже в списки журнала «Форбс». К увесистому кошельку есть и неплохой политический довесок: В. Г. Гридин избирался депутатом в Госдуму в 2007 и 2011 гг., а сын М. Ю. Федяева – Павел – как депутатствовал, так и депутатствует поныне в ГД (избирался в 2011, 2016, 2021 гг.). Оба всякий раз шли от «Единой России». Но вот что любопытно: после драматичного ухода (пожар в «Зимней вишне») одного губернатора и прихода в регион нового руководящего лица, особые отношения ХК СДС и власти не сильно изменились.
А это значит, всё можно, как и прежде. Вседозволенность и безнаказанность гарантирована. Чем вовсю и пользуются руководители некоторых подразделений СДС, даже пренебрегая правилами и законами, писаными кровью. Завершилось все, как известно, трагедией на шахте «Листвяжная» («СДС-Уголь»). Впрочем, завершилось ли? Создана специальная комиссия для истинного установления причин ЧП, но народ сомневается, что ответят именно виновники трагедии, а не стрелочники. Лишь бы следователи не забыли цитату из доклада генпрокурора РФ И. В. Краснова, что «всё гладко» было только на бумаге…». Это его прямые слова.
Известно, что обычно всё начинается с малого. Собственник, если к тому же есть поддержка во власти, начинает себя чувствовать себя неким всемогущим господином, а своих подчинённых заносит в разряд крепостных, уповая не столько на знания или авторитет, сколько на свою должность. Всё теперь можно… Однако слово «должность» – однокоренное со словом «должен». Чем выше ты взошёл, тем тяжелее долг. Увы, это не для тех, кто шагает через головы, пренебрегая моральными и правовыми основами. Эти люди живут по особым правилам, и никто из них даже мысли не допускает, что он что-то должен «своему» (!) наёмному персоналу.
Вот свежий случай: это событие «громко» обсуждали на «Черниговке». Пенсионерам, которые не вакцинировались, в ноябре не стали перечислять ежемесячные денежные выплаты. Потребовали копии QR-кодов и от женщин-пенсионеров, которым руководство сделало подарок в виде продуктовых наборов ко Дню матери. Тех, кто к определённому дню не предоставил доказательств о вакцинации, подарка лишили. Хочется верить, что это не так, что такого просто быть не может, но неужели пенсионеры лгут? Зачем им это?
И вновь о коронавирусе. Есть на разрезе частная охранная организация «Мангуст» (вроде бы частная, но с интересным юр. адресом: 652423, Кемеровская Область – Кузбасс область, г. Берёзовский, тер АБК ЗАО Черниговец, АБК ЗАО «Черниговец»), которым рулит бывший военный лётчик по фамилии С. В. Николаев. Сергей Владимирович на днях уволил не представившую QR-код сотрудницу (к слову, свою однофамилицу), оставив человека без работы. А вот на «Азоте» (Кемерово) требуют, чтобы рабочие сообщали о своих родственниках, кто вакцинировался, а кто нет. А дальше что? Отстранят от работы, если мама-папа-жена-дети не прошли вакцинацию? Но ведь сам В. В. Путин говорит, что вакцинация – дело добровольное! Или президент не указ тем, у кого много денег и большие связи вплоть до Госдумы?
Описываемые случаи – конечно же, частности, но в целом характеризующие работу ХК СДС. Сегодня высокие комиссии проверяют промбезопасность на угольных предприятия региона, а кто проверит, как обстоят с выполнением других статей Трудового Кодекса — по соблюдению прав трудящихся, к примеру? Пройдёт время, утихнет шум, разъедутся все проверяющие. А дальше что?
Есть предположение, что всё вернётся на круги своя. Сомнительно, что доберутся до «корешков». Слишком богатые и влиятельные люди замешаны. А безнаказанность приводит к беспределу — доказано жизнью. И смертью ни в чем неповинных тоже.
Валентина Цыбо