Родители не всегда понимают, что стоит предпринять в той или иной конфликтной ситуации с ребенком, как не ставить жестких запретов, но и не избаловать его. На какие принципы ориентироваться?
Советский психолог Лев Выготский сделал в начале XX века огромный скачок в теории педагогики и психологии развития. На его находках выросли современные методологии обучения и развития детей. В этой статье вспоминаем главные принципы воспитания ребенка из работ великого ученого.
1. Уступайте ребенку, чтобы взять вверх
В книге «Трудное детство» Выготский рассказывает случай о капризном ребенке, который собирается выбросить школьный ранец в окно. Учительница спокойно разрешает ему это сделать — ответ ставит ребенка в тупик, а ранец остается в кабинете. Уступая детям, мы сразу подрезаем их бурную реакцию — ведь ребенок уже готовится спорить с запретом и обижаться. В большинстве случаев дети не доведут угрозу до конца — потеряют интерес и переключатся на другое занятие.
2. Позвольте ребенку почувствовать себя главным
Иногда неуправляемые дети проявляют большую активность — в школе или дома — потому что хотят поднять свой статус в группе. Попробуйте сделать зачинщика организатором какой-то активности или наделите его полномочиями и личной зоной ответственности. Например, сделайте ребенка главным по контролю качества уборки в его комнате или главным «по тарелочкам» — тем, кто накрывает стол к ужину.
3. Дайте ребенку играть — это основа его взрослой жизни
Игры закладывают основные сценарии и принципы взрослой жизни — например, когда ребенок двух лет ухаживает за куклой, повторяя действия мамы по отношению к себе. Игры показывают отношение детей к действительности через вымышленные ситуации и перенос свойств одних предметов на другие.
4. Развивайте ребенка, но не давите на него
По мнению Выготского, нужно регулярно проверять уровень развития детей, чтобы вовремя скорректировать пробелы и нагнать программу. При этом нужно учитывать оптимальные сроки для обучения детей каким-то навыкам — они привязаны к развитию детского мозга. Так, в четыре месяца ребенок вряд ли заговорит, как и не научится писать в два года — мозг еще не будет достаточно развит. Очень важно, что позднее развитие сработает еще хуже: научиться писать в 12 гораздо сложнее, чем в 6-7 лет. Все должно происходить вовремя!