Теории личности представляют собой определенные концепции (системы понятий), описывающие системные (интегративные) свойства психики. Теории личности возникли как определенная оппозиция научному позитивизму в психологии, отрицающему скрытый горизонт человеческого бытия. Задачей этих теорий было обратить внимание на неповторимость ряда характеристик человеческого существования: внутреннего мира и его проявлений. В западной психологии теории личности вырастали зачастую из психотерапевтической практики, становясь суммой теоретических обобщений психотерапевтического опыта и умозрительно-интуитивной работы исследователя. Отношение к пониманию личности у различных исследователей было и остается различным. На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось несколько направлений, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности: психоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология и другие. С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах – динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлеченной в тот или иной процесс) и структурном. На первом этапе развития психоанализа (конец 90-х ХIХ в. – начало 1900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях – либидо. Учение о психической структуре возникло в психоанализе позднее. В книге Зигмунда Фрейда «Я» и «Оно» (1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование «Оно». Это резервуар психической энергии, «кипящий котел» влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для нее источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой. Вторая психическая структура – сознательное «Я» – формируется как «оттиск» внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования «Я» особую роль П. придает идентификации «Я» – посредник между внешним миром и «Оно», влечением и удовлетворением. «Я» руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы «Оно» с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся проекция – реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость – как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия – влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя. Третья психическая структура – «Сверх-Я» формируется в результате интроекции (от лат. intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу), усвоения, социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида.