Найти в Дзене
Люся Зайцева

Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом

Постулируемые им пять видов государственного устройства (аристократическое, тимократическое, олигархическое, демократическое и тираническое) он также связывает с пятью разновидностями душевного (психического) склада людей. И каждая форма государства гибнет, по утверждению Платона, из-за недостатков, присущих тому или иному психическому складу людей, стоящих у власти. Так, тиранию губит произвол и насилие, а демократию – опьянение свободой в «неразбавленном» виде. В «Законах» Платон подчеркивает, что справедливые законы – это не только определения разума, но такие законы, которые обеспечивают общее благо всех граждан. Законы, по Платону, – основное средство совершенствования человека. Великий ученик и оппонент Платона Аристотель считал, что человек – существо политическое и только в политическом общении завершается его сущностное формирование. Право было подразделено Аристотелем на естественное и воле установленное (позитивное). Естественное право везде и всегда имеет одинаковое значени

Постулируемые им пять видов государственного устройства (аристократическое, тимократическое, олигархическое, демократическое и тираническое) он также связывает с пятью разновидностями душевного (психического) склада людей. И каждая форма государства гибнет, по утверждению Платона, из-за недостатков, присущих тому или иному психическому складу людей, стоящих у власти. Так, тиранию губит произвол и насилие, а демократию – опьянение свободой в «неразбавленном» виде. В «Законах» Платон подчеркивает, что справедливые законы – это не только определения разума, но такие законы, которые обеспечивают общее благо всех граждан. Законы, по Платону, – основное средство совершенствования человека. Великий ученик и оппонент Платона Аристотель считал, что человек – существо политическое и только в политическом общении завершается его сущностное формирование. Право было подразделено Аристотелем на естественное и воле установленное (позитивное). Естественное право везде и всегда имеет одинаковое значение – оно обусловлено всеобщей природой вещей. Качество закона определяется его соответствием естественному праву. Закон, основанный только на насилии, не является правовым законом. Политическое правление – правление правового закона, а не людей; люди подвержены чувствам, закон – уравновешенный разум. Идеи Сократа, Платона и Аристотеля оказали решающее влияние на дальнейшее развитие правового мировоззрения, на понимание права как мерила справедливости и равенства. Уже у самых своих истоков научное правоведение смыкалось с учением о человеке