Найти в Дзене
Люся Зайцева

Место юридической психологии в системе научных дисциплин

Развитие правосознания в историческом плане во многом отражает развитие человеческой культуры. Известный немецкий психиатр и философ Карл Ясперс отметил, что человеческое общество сформировало совокупность правил и норм жизни в эпоху, названную им «осевым временем». Очевидно, что эти нормы и правила были связаны со специфической системой ценностей данного общества, однако носили на себе и черты общечеловеческих взглядов на справедливость и закон. Так, римляне считали правом то, что всегда является справедливым и добрым, и то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве. Поэтому право как система норм, или правил поведения, имеет общеобязательный характер. Общеобязательность означает, что все члены общества независимо от своих желаний должны выполнять требования, содержащиеся в правовых документах. Основы теоретического осмысливания сущности права и правосознания в европейской традиции были заложены выдающимися древнегреческими философами. Так, по мнению Демокрита (460–370 гг.

Развитие правосознания в историческом плане во многом отражает развитие человеческой культуры. Известный немецкий психиатр и философ Карл Ясперс отметил, что человеческое общество сформировало совокупность правил и норм жизни в эпоху, названную им «осевым временем». Очевидно, что эти нормы и правила были связаны со специфической системой ценностей данного общества, однако носили на себе и черты общечеловеческих взглядов на справедливость и закон. Так, римляне считали правом то, что всегда является справедливым и добрым, и то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве. Поэтому право как система норм, или правил поведения, имеет общеобязательный характер. Общеобязательность означает, что все члены общества независимо от своих желаний должны выполнять требования, содержащиеся в правовых документах. Основы теоретического осмысливания сущности права и правосознания в европейской традиции были заложены выдающимися древнегреческими философами. Так, по мнению Демокрита (460–370 гг. до н.э.), закон направлен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренним влечением. Сократ (469–399 гг. до н. э.) высказывал идеи о необходимости совпадения справедливого, разумного и законного, которые в дальнейшем были развиты Платоном (427–347 гг. до н.э.) и Аристотелем (384–322 до н. э.). Платон впервые гениально распознал два психологизированные явления, лежащие в основе развития общества, – потребности и способности людей. Закон должен отвечать потребностям общества, а организация общества должна быть осуществлена в соответствии со способностями членов общества. Государственные формы, по Платону, могут ухудшаться не только по экономическим, но и по психологическим причинам