Как это ни странно, но на конец XIX века в Сибири пришёлся расцвет производства сливочного масла. Но и это не самое главное.
Сливочное масло, произведённое в Сибири, шло большею частью на экспорт в Европу.
Франция, Англия, Турция и не только, были рады маслу, произведённому в Сибири.
Что же произошло, почему масло вышло на первые места по прибыли в Сибири, в чём была выгода, и почему Европа, попытаемся разобраться вкратце.
XIX век, прежде всего для Сибири, ознаменовался запуском железной дороги.
Естественно раньше до этого, никто не мог и помыслить везти сливочное масло из Сибири в Европу, да и не было ни одного маслобойного завода в Сибири, до запуска железной дороги.
Но прогресс сделал своё дело, теперь товары из Сибири по железной дороге можно было быстро и в любых объёмах доставить в Европу, лишь бы был спрос.
В Сибири к тому времени практически все держали скот, молока было много, а доходы у населения были очень низки.
Всё это в итоге и создало экономическую базу для практически новой отрасли в Сибири.
Маслобойные заводы росли как грибы.
В 1894 году в Сибири упоминалось лишь о двух маслобойных заводах, к 1902 году их уже насчитывалось более 2000. Соответственно можно судить об объёмах.
Натуральный и дешевый продукт молоко, низкая себестоимость масла, всё это способствовало наращиванию объёмов производства.
Наличие спроса в Европе и соответственно разница в ценах, делала, по сути, бизнес на масле очень выгодным, чем и воспользовались предприимчивые дельцы.
Цена на масло в Европе практически до революции в России, держалась на уровне не менее 15- 22 рублей за пуд, причём рублей не нынешних, а царских. Масло вывозили тысячами пудов, поэтому легко представить доходы.
Бизнес этот в Сибири закончился довольно быстро, как и экспорт масла в Европу. Революция и гражданская война в России, перевернула всё с ног на голову, кто знает, что было бы, если бы не революция.
Возможно, не мы бы покупали сыр в Европе, и не только сыр, а Европа до сих пор покупала бы у нас Российское масло и сыры и не только из Сибири.