Александр Гордеев
Кострома – это как квинтэссенция провинциальной мысли. В хорошем смысле этого слова – именно провинции всегда спасают столицы, именно в провинциях спасаются от столиц.
А если хочешь как-то вырваться, то результат предсказуем – смотри «Жестокий романс» – не зря этот фильм здесь снимали.
Кострома всегда была как бы в стороне, как бы на обочине. В стороне от основных дорог, соединяющих Владимир, Переславль-Залесский, Ярославль, а потом и Москву. На противоположном от основных дорог берегу двух рек: Волги и Костромы, за мощными крепостными стенами Кострома всегда служила местом, где княжеские семья, да и сами князья могли «отсидеться» в лихие времена.
Датой основания Костромы принято считать 1152 год. Эту дату именно «ввел» Василий Татищев – основоположник российской историографии, автор «Истории Российской». Татищев считал основателем Костромы (а также Дмитрова, Боголюбова, Юрьев-Польского и других городов) князя Юрия Долгорукого. Такая «градостроительная плодовитость», скорее всего, физически выражалась в выдаче княжеского разрешения на укрупнение и перевод в новый статус конкретного поселения с последующим включением в собственные владения и обеспечение защиты. Этакий понятный нам всем процесс перехода от «крышевания» к «государственной защите».
Кстати, есть очень интересный ресурс, посвященный архитектуре Костромы – Энциклопедия «Памятники истории и культуры Костромы» (часть иллюстраций в статье с этого ресурса и сайта https://kostromka.ru/). В ней выделяют три основных этапа развития города:
I. XII в. - 1416 г.
- 1-я пол. XII в. – начальный этап формирования Костромы, связанный с появлением поселка первопоселенцев;
- сер. XII - сер. XIII в. – становление города: от поселка первопоселенцев до строительства первого костромского кремля;
- сер. XIII - 1416 г. – развитие города: период между строительством первого и второго костромских кремлей.
II. 1416-1784 гг. – развитие города от строительства второго костромского кремля до начала реализации регулярного плана перестройки Костромы.
- 1416-1619 гг. – до пристройки ко второму кремлю дополнительных укреплений Нового города;
- 1619-1784 гг. – от строительства Нового города до начала реализации регулярного плана.
III. С 1784 г. – реализация регулярного плана Костромы.
А за эти годы чего только не случалось.
В 1330 году на противоположном берегу реки Кострома был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – на несколько лет раньше знаменитого Троицкого монастыря прп. Сергия Радонежского.
В 1382 году в Костроме со всей семьей скрывался от татарского нашествия герой Куликовской битвы Дмитрий Донской – да, после той битвы татары еще пытались взять реванш.
Кострома – родовые земли семьи Годуновых – пусть неожиданного и кратковременного, но российского царя.
Во времена Смуты Кострома вообще сыграла более чем значимую роль – сначала в 1609 году отбила нашествие польско-литовских войск, а потом в 1613 году здесь в Ипатьевском монастыре укрывался Михаил Романов – будущий основатель династии Романовых, новой династии российских царей.
Здесь Екатерина II, бросив свой веер на стол задала градостроительный план развития города. Кстати, именно Екатерина II начала формировать «государственный образ» народного героя Ивана Сусанина, впоследствии активно развиваемый следующими российскими царями.
Именно в Костроме была сформирована одна из самых выдающихся центральных городских площадей с самым большим в России комплексом торговых рядов.
В 1913 году Кострома была выбрана одной из основных площадок празднования 300-летия Дома Романовых.
И при всем при том, Кострома на каком-то своем внутреннем, глубинном уровне не воспринимала все эти импульсы к какому-то «нелинейному» развитию, оставаясь верной своей «провинциальной» модели.
После революции 1917 года, по версии костромчан, большевики, в отместку за спасение царя, про город просто «забыли» – не развивали, не включали в планы по активному строительству «светлого будущего». И Кострома вернулась в комфортный для нее формат тихой провинции.
В коем и пребывает по настоящий момент, сохранив себя во многом в «интерьерах» XIX-XX, а местами и XVIII века.