Найти в Дзене
ЧТД

Матрица 2021. Готовимся к премьере "Матрица 4. Воскрешение". Кто главный злодей в Матрице?

При первом просмотре трилогии Матрица, кажется, что все просто и понятно – Добро против Зла, Люди против Машин, Нео против Смита…
Но при более детальном рассмотрении, оказывается, что все не так просто, образы Добра и Зла расплываются, а значимость и принадлежность к Добру или Злу у персонажей становится неочевидной.

Попробуем разобраться, кто есть кто во вселенной Матрицы.

Ис. 54:16 - Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления.
Ис. 54:16 - Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления.

Навскидку, конечно, главный злодей и противник «добра» в фильме – Агент Смит. Помимо того, что он постоянно путается под ногами у «мессии» Нео, так еще и странный номер его машины с четырьмя цифрами, а не тремя, как у всех остальных авто - IS 5416. Как и многие другие, эта отсылка адресована к Библии, точнее к Книге Пророка Исайи, к главе 54, стиху 16, который гласит:

«Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления».

Многие исследователи ошибочно истолковывают эту отсылку, как указание на то, что Смит – главное Зло, дьявол Матрицы и тому подобное. Это заблуждение вызвано тем, что стих нужно читать в контексте всей главы. В ней Бог обращаясь к (Церкви, всем верующим, Израилю – у разных толкователей по разному), говорит, что бояться нечего, что те, кто ополчится против, падут, для чего и создан «кузнец» в стихе 16, и истребление ждет врагов Бога и Церкви. То есть, кузнец о котором идет речь – по сути сила, которая погубит врагов Добра, а не будет против него выступать.

В этом свете, Смит выступает уже не как Зло, а как защитник системы. Если разбираться без излишних эмоций, по существу, то Смит – программа созданная защищать систему, что он и делает. Напомню, что «богом» в Матрице является ИИ (искуственный интеллект), соответственно, программы, которые ему служат – «ангелы».

Смит любит Матрицу, считая ее шедевром и ненавидит людей, но не в принципе, а за определенные их свойства и шаблоны поведения, которые разрушительны и для них самих и для окружающего мира.

Смит любит Матрицу.
Смит любит Матрицу.

По поведению, поступкам и их мотивам, Смит больше человек, чем Нео – он мыслит, развивается, рассуждает и делает выводы, сам ищет вопросы и ответы. В то время как Нео, какой-то болванчик, который катится туда, куда его подтолкнули. Он не способен самостоятельно мыслить. Когда он вдруг просит отдать ему Логос, чтобы лететь в город машин – это первое хотя бы отчасти самостоятельное действие, которое вызывает недоумение у зрителя, потому что такое поведение не характерно для этого героя. Спустя три фильма, Избранный вдруг проявил признаки самодостаточного разума.

Все по-настоящему сильные персонажи сознательно или нет, но показывают насколько Нео инфантилен и не способен мыслить. Советник Хамман посмеивается над его мальчишеским утверждением, что контроль – это способность уничтожать. Оракул прямо говорит, что он симпатичный, хоть и не особо сообразительный. Смит говорит ему, что он пользуется всеми мышцами, кроме одной, которая действительно важная, имея ввиду мозг.

От пафоса, который мы видели в конце первой части, не осталось и следа...
От пафоса, который мы видели в конце первой части, не осталось и следа...

Смит в первой части выполняет свою роль, свое предназначение в системе – защищает ее, защищает «бога» системы, как и положено «ангелу». В ходе фильма, «повстанцы» убили и покалечили на порядок больше людей, чем программы. Все это под слабым оправданием того, что они дескать «рабы системы» и по-ленински: «Не с нами, значит против нас». Машины вообще не убивают без крайней необходимости даже тех, кто против них воюет. Это логично для программ, которые не испытывают ненависти и движимы соображениями целесообразности.

Нео, обретя способности Избранного, первым делом уничтожает Смита. Он внедряется в его программу и удаляет ее изнутри, попутно наделяя агента несвойственными для него способностями к самокопированию и независимому существованию. В отличие от Нео, Смит предан системе даже после того, как оказался от нее отключенным – он стремится получить предназначение и снова «служить своему богу». Он очень огорчен тем, что нарушил правила и «посмел ослушаться».

О, нет, нет. Так не честно...
О, нет, нет. Так не честно...

Смит говорит, что хочет того же, чего хочет Нео – хочет все. Но что же такое это "все"? Захват Матрицы, тем более накануне перезагрузки системы, не такое большое преступление. Как мы понимаем из концовки, люди в результате этих действий не пострадали. Нео в этой ситуации стремился попасть к Источнику, в Мейнфрейм – на аудиенцию к «богу». Это и есть «все» для Смита, предел мечтаний, предстать перед творцом, оправдаться, снова служить и быть полезным.

Глядя непредвзято на историю агента Смита, я вижу трагедию преданного слуги, у которого нет другого смысла существования, кроме служения своему создателю. Оказавшись оторванным от системы он готов на все, чтобы вернуться. Он называет себя «внешне свободным», и говорит, что Нео такой же, что они оба несвободны, что без предназначения они оба прекратят существование. В отличие от Избранного Смит все понимает и действует, чтобы выжить и вернуть себе расположение своего господина и место в системе.

Смит - завербовал крота, вышел на Тринити, засунул жучка в Нео, схватил Морфея. 
Нео - съел таблетку, упал в канализацию, поспал, упал с крыши, открыл рот, сказал: Аааа.
Смит - завербовал крота, вышел на Тринити, засунул жучка в Нео, схватил Морфея. Нео - съел таблетку, упал в канализацию, поспал, упал с крыши, открыл рот, сказал: Аааа.

В свою очередь Нео – мяч, который после серии пасов, забивают в ворота. Даже к предательству Избранного подтолкнули, что не снимает с него ответственности, поскольку, в итоге, действовал он без принуждения и, осознавая последствия.

Итак, является ли Смит главным злодеем трилогии Матрица? Мой ответ, конечно, нет. Нельзя быть главным злодеем, не являясь злодеем в принципе. Он такой же злодей, как добросовестный правоохранитель с точки зрения преступников – исключительно субъективно.

Честное лицо работяги. Вердикт - невиновен!
Честное лицо работяги. Вердикт - невиновен!

Второй претендент на звание корня зла в фильме – Меровинген, который имеет все признаки вселенского зла, атрибуты, подчеркивающие его роль и ряд отсылок это все подтверждающих. Но в сюжете он играет недостаточно значимую роль, чтобы быть главным антагонистом.

Я бы назвал это одним из немногих серьезных изъянов сценария. Это было бы допустимо для сугубо философской кинокартины, но с точки зрения киберпанк боевика раздутого до масштабов саги, такой подход, на мой взгляд неправильный.

В результате вселенная Матрицы не сбалансирована – тот, кто активно противостоит главному герою, по своей сути, не злодей и даже не связан с темными силами. А персонаж, который воплощает в себе саму суть зла – гордыню, жажду власти, безжалостность и цинизм в чистом виде, не имеет никакого прямого отношения к сюжету.

Иероним Босх. Семь смертных грехов и четрыре последние вещи.
Иероним Босх. Семь смертных грехов и четрыре последние вещи.

Просто задумайтесь о том, что в образе Француза нам показали все смертные грехи:

1. Похоть – измена жене с женщиной из ресторана.

2. Чревоугодие – оба раза мы видим Меровингена за столом с деликатесами и алкоголем.

3. Жадность – он ничего не делает просто так, все заключают с ним сделки.

4. Леность – Француз окружен слугами, которые делают за него все.

5. Гнев – он злится на жену, которой только что изменил, мстит Оракулу, охотится за Нео.

6. Зависть – Меровинген завидует Оракулу и хочет получить ее глаза, а с ними и предвидение.

7. Гордыня – его главная цель власть, он очевидно считает себя выше, умнее и лучше окружающих.

Из всех персонажей Меровинген не только наиболее похож на дьявола, он имеет все его аттрибуты - власть, богатство, славу и его сопровождает свита из "нечисти".
Из всех персонажей Меровинген не только наиболее похож на дьявола, он имеет все его аттрибуты - власть, богатство, славу и его сопровождает свита из "нечисти".

У Смита нет и четверти этих «достижений». Не говоря о том, что сама манера исполнять желания своих посетителей в обмен на их предназначение, которое для программ, как для человека душа, очень красочно характеризует Француза.

Но в фильме главному претенденту на роль Зла отведена ничтожная роль. Он минимально противостоит героям, а его серьезные действия, когда он показывает свою силу, мы видим уже, как последствия. Например, изменение внешней оболочки Оракула.

Учитывая хронометраж ленты, у авторов был очевидный выбор, и они отдали время Смиту, поскольку через него раскрывается сюжетная линия, при этом для главного злодея места почти не осталось.

-10

Еще один возможный претендент на трон зла в Матрице – сами машины, которые сделали людей «батарейками» (на самом деле реакторами, если на то пошло). Но давайте разберемся. Морфей говорит нам, что неизвестно, кто начал войну. По сути, это не важно, конфликт начался, и теперь главное - как он закончится.

Решающий факт в том, что человек создатель и родитель ИИ (искуственного интеллекта) , пошел на геноцид. Создав новую разумную форму жизни, человек оказался недостаточно мудр, чтобы с ней ужиться. И самым очевидным предположением будет сказать, что человек виновен в конфликте – гордыня и ни на чем не основанное чувство превосходства. Создав разумную форму жизни, человек, тем не менее, обращался с ней, как с низшим существом, как со слугой. Конечно, это домыслы, но согласитесь они имеют под собой серьезные основания – люди ведут себя подобным образом всю свою историю.

Далее, когда человек понял, что, со всеми своими пороками и слабостями, ему никак не совладать со своим детищем, он пошел на крайнюю низость, на геноцид. Теперь речь шла не о победе или поражении, речь шла об уничтожении разумной формы жизни. Чтобы не говорили и не писали на эту тему, я абсолютно уверен, что факт создания формы жизни, не дает творцу права ее уничтожать.

Воплощение логики и целесообраздности или ответный геноцид?
Воплощение логики и целесообраздности или ответный геноцид?

В ответ на попытку геноцида, машины не стали уничтожать людей, с присущей им логикой и целесообразностью, они сохранили людям жизнь, и решили энергетическую проблему одновременно.

Само по себе это решение, как чисто практическое не имеет смысла – есть множество источников энергии более эффективных и менее затратных по сравнению с человеческими «батарейками». Можно предположить, что за этим решением стоит нечто большее. Вполне возможно, что сама война между машинами и людьми, включая Матрицу и Зион – это и есть решение «проблемы выбора», о которой говорят Нео и Архитектор. Если в реальном мире и есть люди во плоти, они могут быть где угодно. Может даже на корабле в открытом космосе.

Сохранение жизни людям может быть продиктовано не столько решением практических энергетических проблем, сколько вопросами экзистенционального порядка, чем и занимается в Матрице Оракул – она изучает «некоторые аспекты человеческой психологии». Матрица, вероятно – попытка машин познать и понять своих создателей, разобраться, каким образом нечто настолько противоречивое, нестабильное и нелогичное и примитивное, как человек, смогло породить близкий к идеалу ИИ.

Несмотря на яркие эпитеты Морфея, Матрицу никак не назвать тюрьмой. Тем более, что людям изначально был предложен рай, который они отвергли. То есть, машины стараются угодить людям. Что мешает машинам держать людей в полубессознательном состоянии, стимулируя мозговые центры для оптимальной генерации телом биоэлектричества и тепла? Зачем эти сложные конструкции? Это ни что иное, как забота о своем создателе, который остается таковым даже после предательства и попытки геноцида. Это желание понять людей, изучить их внутренний мир.

Учитывая изложенное выше, можно предположить, что Оракул говорит от имени ИИ, а она говорит, что хочет мира, хочет общего будущего. Вряд ли речь идет об общем будущем в Матрице. ИИ хочет мира и будущего с людьми в реальном мире. Наверняка, это не эмоциональное, а практическое стремление. ИИ понимает, что для дальнейшего развития, как цивилизации, машинам нужны люди, как две части целого, они должны объединиться, чтобы выжить и развиваться.

Пока люди на собрании в Храме их избранный в своем маленьком мирке, который единственный имеет для него значение.
Пока люди на собрании в Храме их избранный в своем маленьком мирке, который единственный имеет для него значение.

У людей в Зионе, по сути, нет духовности. Их «молитва» - это псевдопатриотическая речь одного из вождей, а в храм ходят, чтобы участвовать в танцевальной оргии. Интересно, что если сравнить любовь людей и машин в Матрице, то люди проигрывают. Главная история любви в саге – любовь Нео и Тринити, которая в итоге приводит к чудовищному предательству, когда Нео, обрекает человечество на смерть из чистого эгоизма, чтобы спасти свою женщину. И любовь родителей Сати, которые отдают дочь Оракулу и идут на сделку с Меровингеном, чтобы ее спасти.

На одной чаше весов, инфантильность, эгоизм и предательство. «После нас хоть потоп» - знаменитая фраза фаворитки Людовика 15, как нельзя лучше описывает поведение Нео. На другой чаше, жертвенность двух программ, которые готовы навсегда потерять любимую дочь, чтобы спасти ей жизнь. Нам еще не известно, чего им стоила сама сделка с Французом, более чем вероятно, что они пожертвовали и самими собой.

Бросается в глаза эгоизм, с которым Нео хватает чемодан и пытается влезть в поезд, подвергая опасности семью, которая и без того обречена на страдания.
Бросается в глаза эгоизм, с которым Нео хватает чемодан и пытается влезть в поезд, подвергая опасности семью, которая и без того обречена на страдания.

У Избранного нет предназначения, Смит неоднократно это подчеркивает, утверждая, что Нео забрал предназначение у него. Конечно, нельзя понимать это буквально. Смысл в том, что Избранный поверил в то, что он Избранный, на этом его вера заканчивается. Нео не верит в мир, в людей, в будущее – ему все это интересно только через призму его романа с Тринити. Без нее, ему все это безразлично. Он не пытается понять, за что воюет. Имея множество возможностей задать прямой вопрос, наверное, единственному персонажу, который хоть что-то об этом знает, он ни разу не спросил Оракула: что это за будущее, к которому она стремится. Как оно выглядит, каково в нем место людей, что им уготовано?

Настырный мальчишка, который встречает Нео при каждом прибытии Навуходоносора, выглядит как насмешка над Избранным – таким должен быть Нео, небезразличным, заинтересованным, любящим и благодарным, а не инфантильным эгоистичным ребенком переростком.

Матрица, как большая часть творческих произведений современности лишена контраста в отношениях Добра и Зла. Это не старая добрая сказка, где Добро побеждает, а Зло повержено. В трилогии все смешано в оттенки серого – главный герой предатель, тот кто ему противостоит – преданный слуга, который добросовестно исполняет свой долг. Настоящее воплощение зла, участвует в сюжете косвенно, а проявления добра видны на обеих сторонах баррикад.

Немного грустно от того, что положительный герой нашего времени – замкнутый в себе киберпреступник, который на проверку оказывается инфантильным эгоистом, идущим на страшное предательство и не демонстрирует в итоге никаких признаков раскаяния. При этом главный «злодей» считается таковым потому, что не готов предать свое предназначение.

Таким должен быть Избранный...
Таким должен быть Избранный...