Найти тему

История воссоздания русской домры

В отличие от русского инструмента, имя которого у всех на слуху - балалайки, домра далеко не так известна. Тем не менее, она является гораздо более древним инструментом - название этого “мусийского орудия” известно с XVI века. Как же случилось, что сейчас принадлежность домры к русским инструментам нужно специально подчеркивать, тогда как балалайка в современном представлении сразу ассоциируется с Россией?

Домра имеет интересную, до сих пор обсуждаемую исследователями, неординарную историю. Инструмент был популярен в Московской Руси вплоть до середины XVII века и тесно связан с искусством бродячих музыкантов Древней Руси - скоморохов. В 1648-1649 годах появился ряд “антискоморошьих” указных грамот. В этих документах, наряду с осуждением пьянства, сквернословия, суеверий и языческих обрядов, содержится запрет на представления скоморохов, а их инструменты предписано изымать и уничтожать. Домра была одним из самых любимых инструментов “профессиональных” бродячих музыкантов и к концу XVIII века вместе с их творчеством она как будто бы исчезла. Точнее, исчезли упоминания об этом инструменте.

К этому же времени относятся первые упоминания балалаек. И если появление домры на Руси можно связать с влиянием азиатских соседей и проследить родственность с их инструментами, таким образом объяснив ее появление, то балалайка появилась “ниоткуда”. При этом балалайка заняла прочное место среди народных инструментов именно в XVIII веке, когда упоминания о домре исчезают.

Ж.-Б.Лепренс. Русская пляска. Вторая половина XVIII века
Ж.-Б.Лепренс. Русская пляска. Вторая половина XVIII века

Сходство конструкции двух инструментов и историческая последовательность их появления привели к интересному выводу - домра не исчезла с исторической сцены, а переродилась в балалайку! Сейчас с этой версией согласны абсолютное большинство исследователей. Перемена имени, изменение корпуса инструмента, согласно этой теории, явилось необходимостью, связанной с гонениями на скоморохов и их “мусийские орудия”.

Балалайка и домра, таким образом, не просто ближайшие родственники, а виды одного инструмента, история которого получила новый резкий поворот в результате появления Великорусского оркестра. Его создатель - Василий Андреев, музыкант и исключительно талантливый организатор.

Василий Андреев (1861-1918)
Василий Андреев (1861-1918)

Увлекшись народным инструментом, который он не раз слышал в своем имении Марьино Тверской губернии, Андреев освоил этот инструмент до виртуозного уровня. На этом музыкант не остановился - он изучил бытовавшие в народе балалайки и заказал по своим чертежам инструмент у профессионального скрипичного мастера. С этой обновленной балалайкой с 1886 года Андреев выступал в петербургских салонах и концертных залах. Постепенно балалайка приобрела популярность и появились желающие обучиться играть на ней. Вскоре Андреев расширил круг деятельности - разработал несколько видов балалаек и организовал кружок любителей балалайки, а также классы обучения игре на ней. «В кружок записались многие молодые люди из различных слоев лучшего петербургского общества, не исключая нескольких высокопоставленных особ», - писали петербургские газеты. Первый концерт “Кружка любителей игры на балалайке”, состоявшийся 20 марта 1888 года, имел огромный успех: “Публика была заметно удивлена, когда на эстраду стали выходить исполнители, одетые в безукоризненные фраки, белые жилеты и галстуки, в лакированных ботинках. Каждый встал около предназначенного ему места <...> Публика задних рядов привстала, желая рассмотреть исполнителей и невиданные до того инструменты”. В 1889 году кружок выступил на Парижской Всемирной выставке, после чего получил признание как новое уникальное явление русской национальной культуры и поддержку Императорской семьи.

Кружок любителей игры на балалайке Василия Андреева. 1888 год
Кружок любителей игры на балалайке Василия Андреева. 1888 год

Следующим шагом русских инструментов на концертную сцену стала идея добавления к оркестру балалаек других русских инструментов - создание оркестра с большими художественными возможностями.

"Главная цель моих стремлений на поприще возрождения и усовершенствования народных инструментов (балалайки, домры, гуслей и гудка), передающих в совершенстве народную песню, сводится к тому, чтобы при посредстве этих музыкальных орудий возвратить народу прекрасные памятники его песенного творчества, в которых кроется залог дальнейшего самостоятельного развития его музыкальных вкусов в самом высоком значении этого слова", - писал Андреев.

Необходимость “возвращения” народной песни была очевидна многим передовым исследователям народного творчества. После отмены крепостного права в 1861 году граница между городом и деревней ослабла. Наметилась тенденция замещения крестьянского фольклора, имеющего глубокие исторические корни, популярной музыкой города. Например, о таком явлении, писал этнограф, собиратель народных песен Федор Истомин: «Современное состояние народной песни на всем почти обследованном экспедицией пространстве находится в упадке». Истомин связывал его с вытеснением «истинного» народного творчества, преобладанием в пении молодых крестьян песни «нового образца, большей частью пошлой, иногда грубой или неприлично игривой».

По идее Василия Андреева, качественно изготовленные, обладающие большими художественными возможностями инструменты и со вкусом подобранный репертуар должны способствовать сохранению и возвращению песни в русский народ. От низших слоев общества до самых высоких.

Для создания оркестра особенно был необходим мелодический инструмент, способный выразительно “петь” мелодию русской песни. Домра, известная как самый любимый инструмент скоморохов, особенно интересовала Андреева. В исторических документах сохранились изображения домры, описание инструментов было приведено в очерке “Домра и сродные ей музыкальные инструменты русскаго народа” крупнейшего на то время исследователя музыкальных инструментов Александра Фаминцына. Но самих инструментов не сохранилось.

В 1896 году оркестрант Андреева С.Мартынов привез из Вятской губернии необычную балалайку с полукруглым корпусом. Инструмент настолько походил на изображения и описания домры, что Андреев и его товарищи, принимавшие участие в организации первого оркестра русских инструментов, посчитали возможным использовать его как прототип для реконструкции домры.

Разработкой инструмента занимались ближайшие музыкальные друзья Андреева - композитор Николай Фомин и мастер Семен Налимов.

Николай Фомин - молодой композитор, ученик Николая Римского-Корсакова, увлекался русской песней и продолжал направление "могучей кучки русской музыки". Фомин познакомился с Андреевым после первого выступления "Кружка". Через некоторое время Андреев обратился к композитору с целью обновления репертуара. В результате Фомин принял активное участие не только в создании обработок народных песен, но и в реорганизации состава и принципов работы балалаечников, а затем стал основополагающей фигурой в разработке состава Великорусского оркестра и создании репертуара для него.

Николай Фомин (1864-1943)
Николай Фомин (1864-1943)

Фомин определил количество и настройку струн всех разновидностей домр, сделал их чертежи, по которым были изготовлены первые инструменты. Реконструкция домры происходила в имении Андреева. С 1890 года здесь была создана мастерская, где работал "открытый" Андреевым замечательный мастер-краснодеревщик - крестьянин Семен Налимов. Мастер, впоследствии названный “русский Страдивари”, не только искусно владел столярным делом, но и обладал уникальным чувством - он слышал “поющее” дерево.

Первыми были изготовлены малая и альтовая домры. В ноябре 1896 года в Петербурге оркестр Андреева с введенными в состав домрами дал первый концерт. Вскоре были изготовлены домра пикколо и басовая. А после добавления в состав гуслей оркестр стал называться Великорусским.

Великорусский оркестр Василия Андреева
Великорусский оркестр Василия Андреева

Домра была создана как оркестровый инструмент и достаточно долго оставалась в тени балалайки, которая развивалась не только в оркестре, но и в сольном исполнительстве. До 1920-х годов солирующая домра почти не упоминается в концертных программах. Хотя вне оркестра домры использовались в разнообразных ансамблях.

С течением времени перед исполнителями раскрывались все новые художественные возможности домры, появились солисты-домристы. В 1940-х годах в высших музыкальных учебных заведениях начали открываться кафедры русских инструментов, на которых и сейчас воспитываются профессиональные академические исполнители на домре.

Екатерина Ломова,
солистка Андреевского оркестра, культуролог

Автор статьи опирается на сведения, собранные в диссертации московской домристки и исследовательницы Веры Махан. С подробной историей домры можно ознакомиться в ее замечательных статьях
https://observatoria.rsl.ru/jour/article/viewFile/132/272 и http://vsemusic.ru/articles/music/domra1.php