Найти тему
ПЕРЕВАЛ

ПОСЛЕДНИЙ ВЗМАХ ЕВРОПЫ

Разве могут какие-то там ограничения или погодные катаклизмы остановить стремление истинных любителей приобщиться к высокому искусству?! Решили ехать в Третьяковку – значит, поехали.

Вообще-то в Новую Третьяковку мы поехали на Врубеля. Но туда не попали. Билетов не было на неделю вперёд, хотя и народ вроде не толпился... Что поделаешь? – время такое, «ограничительное». Ехать домой «несолоно хлебавши» не хотелось (всё-таки не ближний свет), поэтому решили заглянуть в Западное крыло, на выставку современного искусства, где было почти безлюдно. Но оказалось очень даже интересно! Короче, не пожалели, даже наоборот.

-2

Грандиозная передвижная выставка «Многообразие. Единство» открывает для посетителей 90 современных художников из 34 стран мира и их взгляды на окружающий мир. В экспозицию вошли более 300 произведений, созданные за последние три десятка лет и объединённые темой настоящего и будущего Европы.

Чем дальше, тем всё более очевидной становится деформация привычного нам мира. По сути, эта выставка предлагает публике рассказ о непростой действительности, в котором каждое произведение отражает актуальные проблемы бытия. Счастливая Европа? – да бог с вами! Климатические катастрофы, беженцы из зон боевых действий, экономические трудности и политическое давление, социальное неравенство, пандемия, конфликты и споры между государствами вместо сотрудничества, угрозы правам человека – на все эти острые вопросы художники ищут свой ответ. Выставленные работы освещают такие темы, как свобода и демократия, миграция и территория, политическая и индивидуальная идентичность, утопии и страхи…

Крис Лемсалу. САЛЛИ, ИДИ ВОКРУГ РОЗ.
Крис Лемсалу. САЛЛИ, ИДИ ВОКРУГ РОЗ.

Взгляд человека творческого на происходящее в мире всегда интересен. Благодаря своему дару, художники часто ощущают будущее лучше остальных, отражая его в своих произведениях. В тематических разделах выставки акцентируются определённые особенности и проблемы, но сохраняется открытая структура: мечты и демократия, кризис и сопротивление, память и конфликт, диалоги и дневники, сила и равенство, действие и абстракция, реальные и воображаемые пейзажи, границы и контуры, образы будущего и просвещение.

В центре внимания стоит сама идея Европы и её дальнейшего существования. Не случайно, наверное, в центре экспозиции (в отдельном затемнённом отсеке) расположена масштабная инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Последний взмах. Памятник последнему человеку». Одинокий гребец, борющийся за выживание, - метафора нынешнего состояния Европы и мира: пандемия, политические волнения, беспорядки... Обещания новой жизни столь же опасны, сколь и иллюзорны. Однако ещё не затонул европейский корабль с его самым ценным грузом – культурой. Все зависит от людей — куда и как мы пойдём дальше.

Современные реалии вынуждают нас цепляться за утопические проекты, тем временем история движется вперёд, прихотливо и непредсказуемо. Постоянная связь прошлого, настоящего и будущего – вечный катализатор европейского искусства. Шлейфы сажи против радуги: в большом пейзажном гобелене художник Грейсон Перри смешивает историю Европы с проблемами современного общества.

Грейсон Перри. БИТВА ЗА БРИТАНИЮ.
Грейсон Перри. БИТВА ЗА БРИТАНИЮ.

А вот инсталляция Алисии Кваде. Кровать с белыми простынями – место отдыха. Однако один взгляд наверх быстро разрушает спокойствие сцены: огромные камни падают с неба, застревая в металлическом каркасе кровати. Структура всё ещё стабильна, но надолго ли? Это метафора Европы – якобы удобной, но в то же время находящейся под угрозой.

Алисия Кваде. СОЗВЕЗДИЕ.
Алисия Кваде. СОЗВЕЗДИЕ.

Картины Адриана Гени – ответ живописи эпохе цифровых технологий. Форма и цвет перетекают друг в друга, растворяются только для того, чтобы проявиться вновь в живописном образе, отображающем нашу эпоху.

Адриан Гени. АНТИЛОПА, АТАКОВАННАЯ У ГАЗОВОЙ ТРУБЫ.
Адриан Гени. АНТИЛОПА, АТАКОВАННАЯ У ГАЗОВОЙ ТРУБЫ.

Круговорот жизни между биоразнообразием и апокалипсисом, глобализацией и интернетом – эта сложная экосфера стала средоточием художественной практики Кати Новичковой. Работа иллюстрирует, как в условиях пандемии вирусы бросают вызов национальным границам и политической пропаганде. Художница комбинирует научные графические символы с теми, что используют сторонники теории заговоров.

Катя Новичкова. ПРИБЛИЖЕНИЕ (Множество всадников Апокалипсиса).
Катя Новичкова. ПРИБЛИЖЕНИЕ (Множество всадников Апокалипсиса).

Инсталляция Анри Сала отсылает к культовому изображению европейского искусства – «Сотворению Адама» в Сикстинской капелле Ватикана. Как и на фреске Микеланджело, руки Адама и Творца почти соприкасаются, но синие защитные перчатки создают непреодолимую преграду. Сделанная в 2008 году, сегодня эта работа устрашающе актуальна.

Анри Сала. МИКЕЛАНДЖЕЛО 2:0 (Небесно-голубой).
Анри Сала. МИКЕЛАНДЖЕЛО 2:0 (Небесно-голубой).

Важнейшей задачей искусства является преодоление территориальных и мировоззренческих границ, в том числе устранение человеческих предрассудков. Цветные поля и татуированные черепа, масляные краски и графические элементы: Адам Сакс создаёт диковинные образы в распадающейся реальности.

Адам Сакс. МЫ – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВОДОПАД.
Адам Сакс. МЫ – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВОДОПАД.

Александра Доманович оглядывается на два с половиной тысячелетия назад, обращаясь к истории европейского искусства, чтобы перенести античную статую юноши с тельцом на плечах в настоящее. В новой реальности человек превращается в проекционный экран, а жертвенное животное проходит через процесс генетической модификации. Художница обращается к публике с вопросом: что мы сегодня собою представляем и что приносим в жертву?

Александра Доманович. МОСХОФОР (Новое тело).
Александра Доманович. МОСХОФОР (Новое тело).

В большой и необычной инсталляции Хенрике Наумана гостиная в квартире предстаёт как психопрограмма: автор использует старую, выброшенную после падения Берлинской стены мебель, чтобы представить историю бывших жителей Восточной Германии. Модная и шикарная когда-то, сегодня она вызывает ностальгические чувства. И напоминает об обманутых надеждах на лучшее будущее её хозяев. Представляя социальный переворот буквально, художник переворачивает комнату под углом 90 градусов.

Хенрике Науман. ОСТАЛЬГИЯ.
Хенрике Науман. ОСТАЛЬГИЯ.

Шествие демократии по Европе – от греческого понимания до современных воплощений – это история взлётов и падений. Участники выставки «Многообразие. Единство» размышляют о важности демократии, её возможностях и ограничениях, о её необходимости и неоднозначности.

-12

Акварели в натуральную величину включают зрителя в своё пространство. «Пикеты» Екатерины Муромцевой - художественная документация политических протестов последних лет. Художница представляет их участников спокойными и безликими, как безлики и их белые плакаты – многозначительные пустоты.

Екатерина Муромцева. ПИКЕТ.
Екатерина Муромцева. ПИКЕТ.

Да, на этой выставке есть на что посмотреть и перед чем замереть в удивлении. Вот по полированной поверхности стола ползут десятки фигурок мужчин в деловых костюмах – узнаваемые представители властной элиты. Они могут быть руководителями компаний, политиками или диктаторами. И общество может решить для себя, кто из них должен покаяться.

Патрисия Карсенхаут. МОЯ ВИНА.
Патрисия Карсенхаут. МОЯ ВИНА.

А в инсталляциях Аннет Мессаже куртки и спальные мешки превращаются в скульптуры - безмолвные напоминания об уязвимости человека. Лишённые своей первоначальной функции, они источают жутковатое ощущение бесплотности и демонстрируют контраст между уютным теплом пуха и нынешним холодным социальным климатом.

Инсталляции Аннет Мессаже.
Инсталляции Аннет Мессаже.

Диалог – это главный термин современной политики, основа человеческого общения и демократии. Во времена глобального кризиса жизненно важен именно диалог, учитывающий различия и уважающий их. Художники изучают возможности диалога. Объекты Евы Котатковой похожи на сцены из странного спектакля, от которого сохранился лишь реквизит. Символизирует ли клетка с безвольно опущенными рукавами-руками человеческую фигуру? Имеет ли она какое-то отношение к валяющемуся недалеко мегафону? Заданного сценария нет, зато у зрителя есть повод самому придумать его.

Ева Котаткова. МЕСТО, ЧТОБЫ ВЫСКАЗАТЬСЯ (Место, чтобы превратить личное в публичное).
Ева Котаткова. МЕСТО, ЧТОБЫ ВЫСКАЗАТЬСЯ (Место, чтобы превратить личное в публичное).

Конечно, искусство само по себе не может что-то глобально изменить в мире, но люди, которые занимаются искусством, на это способны. Искусство вдохновляет нас на новое мышление. Оно по своей природе безгранично и предлагает задуматься о границах в свободном и новом взаимодействии. Единство и разнообразие понимаются не как противостоящие силы, но как взаимодополняющие понятия, как отличительные характеристики и возможности.

Выставка «Разнообразие. Единство» не развлекает зрителя, а побуждает его к раздумьям. Она продлится до 13 марта 2022 года. После Москвы поедет в Париж. Туда уж нам точно не добраться. Так что ловите момент, мои мыслящие читатели.

Татьяна Гамалеева

ПЕРЕВАЛ

декабрь 2021

Читайте по теме:

В ЛАБИРИНТЕ ВЕЛИКИХ УТОПИЙ