Разве могут какие-то там ограничения или погодные катаклизмы остановить стремление истинных любителей приобщиться к высокому искусству?! Решили ехать в Третьяковку – значит, поехали.
Вообще-то в Новую Третьяковку мы поехали на Врубеля. Но туда не попали. Билетов не было на неделю вперёд, хотя и народ вроде не толпился... Что поделаешь? – время такое, «ограничительное». Ехать домой «несолоно хлебавши» не хотелось (всё-таки не ближний свет), поэтому решили заглянуть в Западное крыло, на выставку современного искусства, где было почти безлюдно. Но оказалось очень даже интересно! Короче, не пожалели, даже наоборот.
Грандиозная передвижная выставка «Многообразие. Единство» открывает для посетителей 90 современных художников из 34 стран мира и их взгляды на окружающий мир. В экспозицию вошли более 300 произведений, созданные за последние три десятка лет и объединённые темой настоящего и будущего Европы.
Чем дальше, тем всё более очевидной становится деформация привычного нам мира. По сути, эта выставка предлагает публике рассказ о непростой действительности, в котором каждое произведение отражает актуальные проблемы бытия. Счастливая Европа? – да бог с вами! Климатические катастрофы, беженцы из зон боевых действий, экономические трудности и политическое давление, социальное неравенство, пандемия, конфликты и споры между государствами вместо сотрудничества, угрозы правам человека – на все эти острые вопросы художники ищут свой ответ. Выставленные работы освещают такие темы, как свобода и демократия, миграция и территория, политическая и индивидуальная идентичность, утопии и страхи…
Взгляд человека творческого на происходящее в мире всегда интересен. Благодаря своему дару, художники часто ощущают будущее лучше остальных, отражая его в своих произведениях. В тематических разделах выставки акцентируются определённые особенности и проблемы, но сохраняется открытая структура: мечты и демократия, кризис и сопротивление, память и конфликт, диалоги и дневники, сила и равенство, действие и абстракция, реальные и воображаемые пейзажи, границы и контуры, образы будущего и просвещение.
В центре внимания стоит сама идея Европы и её дальнейшего существования. Не случайно, наверное, в центре экспозиции (в отдельном затемнённом отсеке) расположена масштабная инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Последний взмах. Памятник последнему человеку». Одинокий гребец, борющийся за выживание, - метафора нынешнего состояния Европы и мира: пандемия, политические волнения, беспорядки... Обещания новой жизни столь же опасны, сколь и иллюзорны. Однако ещё не затонул европейский корабль с его самым ценным грузом – культурой. Все зависит от людей — куда и как мы пойдём дальше.
Современные реалии вынуждают нас цепляться за утопические проекты, тем временем история движется вперёд, прихотливо и непредсказуемо. Постоянная связь прошлого, настоящего и будущего – вечный катализатор европейского искусства. Шлейфы сажи против радуги: в большом пейзажном гобелене художник Грейсон Перри смешивает историю Европы с проблемами современного общества.
А вот инсталляция Алисии Кваде. Кровать с белыми простынями – место отдыха. Однако один взгляд наверх быстро разрушает спокойствие сцены: огромные камни падают с неба, застревая в металлическом каркасе кровати. Структура всё ещё стабильна, но надолго ли? Это метафора Европы – якобы удобной, но в то же время находящейся под угрозой.
Картины Адриана Гени – ответ живописи эпохе цифровых технологий. Форма и цвет перетекают друг в друга, растворяются только для того, чтобы проявиться вновь в живописном образе, отображающем нашу эпоху.
Круговорот жизни между биоразнообразием и апокалипсисом, глобализацией и интернетом – эта сложная экосфера стала средоточием художественной практики Кати Новичковой. Работа иллюстрирует, как в условиях пандемии вирусы бросают вызов национальным границам и политической пропаганде. Художница комбинирует научные графические символы с теми, что используют сторонники теории заговоров.
Инсталляция Анри Сала отсылает к культовому изображению европейского искусства – «Сотворению Адама» в Сикстинской капелле Ватикана. Как и на фреске Микеланджело, руки Адама и Творца почти соприкасаются, но синие защитные перчатки создают непреодолимую преграду. Сделанная в 2008 году, сегодня эта работа устрашающе актуальна.
Важнейшей задачей искусства является преодоление территориальных и мировоззренческих границ, в том числе устранение человеческих предрассудков. Цветные поля и татуированные черепа, масляные краски и графические элементы: Адам Сакс создаёт диковинные образы в распадающейся реальности.
Александра Доманович оглядывается на два с половиной тысячелетия назад, обращаясь к истории европейского искусства, чтобы перенести античную статую юноши с тельцом на плечах в настоящее. В новой реальности человек превращается в проекционный экран, а жертвенное животное проходит через процесс генетической модификации. Художница обращается к публике с вопросом: что мы сегодня собою представляем и что приносим в жертву?
В большой и необычной инсталляции Хенрике Наумана гостиная в квартире предстаёт как психопрограмма: автор использует старую, выброшенную после падения Берлинской стены мебель, чтобы представить историю бывших жителей Восточной Германии. Модная и шикарная когда-то, сегодня она вызывает ностальгические чувства. И напоминает об обманутых надеждах на лучшее будущее её хозяев. Представляя социальный переворот буквально, художник переворачивает комнату под углом 90 градусов.
Шествие демократии по Европе – от греческого понимания до современных воплощений – это история взлётов и падений. Участники выставки «Многообразие. Единство» размышляют о важности демократии, её возможностях и ограничениях, о её необходимости и неоднозначности.
Акварели в натуральную величину включают зрителя в своё пространство. «Пикеты» Екатерины Муромцевой - художественная документация политических протестов последних лет. Художница представляет их участников спокойными и безликими, как безлики и их белые плакаты – многозначительные пустоты.
Да, на этой выставке есть на что посмотреть и перед чем замереть в удивлении. Вот по полированной поверхности стола ползут десятки фигурок мужчин в деловых костюмах – узнаваемые представители властной элиты. Они могут быть руководителями компаний, политиками или диктаторами. И общество может решить для себя, кто из них должен покаяться.
А в инсталляциях Аннет Мессаже куртки и спальные мешки превращаются в скульптуры - безмолвные напоминания об уязвимости человека. Лишённые своей первоначальной функции, они источают жутковатое ощущение бесплотности и демонстрируют контраст между уютным теплом пуха и нынешним холодным социальным климатом.
Диалог – это главный термин современной политики, основа человеческого общения и демократии. Во времена глобального кризиса жизненно важен именно диалог, учитывающий различия и уважающий их. Художники изучают возможности диалога. Объекты Евы Котатковой похожи на сцены из странного спектакля, от которого сохранился лишь реквизит. Символизирует ли клетка с безвольно опущенными рукавами-руками человеческую фигуру? Имеет ли она какое-то отношение к валяющемуся недалеко мегафону? Заданного сценария нет, зато у зрителя есть повод самому придумать его.
Конечно, искусство само по себе не может что-то глобально изменить в мире, но люди, которые занимаются искусством, на это способны. Искусство вдохновляет нас на новое мышление. Оно по своей природе безгранично и предлагает задуматься о границах в свободном и новом взаимодействии. Единство и разнообразие понимаются не как противостоящие силы, но как взаимодополняющие понятия, как отличительные характеристики и возможности.
Выставка «Разнообразие. Единство» не развлекает зрителя, а побуждает его к раздумьям. Она продлится до 13 марта 2022 года. После Москвы поедет в Париж. Туда уж нам точно не добраться. Так что ловите момент, мои мыслящие читатели.
Татьяна Гамалеева
ПЕРЕВАЛ
декабрь 2021
Читайте по теме: