Однажды Карл Фаберже сказал в шутку, что через сто лет, возможно, ювелиры научатся делать ограненный жемчуг. Вероятно, знаменитый ювелир и сам пробовал реализовать эту идею, и пришел к выводу, что для этого необходимы технологии будущего.
Такая технология огранки жемчуга, о которой говорил Фаберже, появилась гораздо раньше, в 1960-х годах в Японии, но до сих пор украшения с граненым жемчугом – диковина и редкость.
Редким этот жемчуг остается по причине большой сложности работы, к тому же далеко не все виды жемчуга подходят для огранки.
Японский дизайнер Кацухито Коматсу, владелец производства огранки алмазов, потратил в середине 20-го века более двадцати лет, чтобы на основе алмазной огранки создать технологию огранки жемчужин. Первоначально пытались гранить японские сорта жемчуга, но оказалось, что они не подходят.
Дело в том, что с 1950-х годов практически весь производимый в мире жемчуг – культивированный, то есть полученный на ферме с помощью морских или пресноводных устриц-жемчужниц. Устрице подсаживают «затравку», один или несколько шариков из перламутра или алебастра, и через несколько месяцев или лет устрица выращивает вокруг затравки жемчужину.
Чтобы жемчужину можно было сделать ограненной, слой перламутра должен быть достаточно толстым, и сам жемчуг не должен быть слишком рыхлым и мягким.
Жемчуг – это наслоение множества тончайших слоев перламутра, твердость и плотность жемчуга зависит от вида создавшей его устрицы, условий ее проживания и еще многих факторов. Если перламутровый слой недостаточно плотный, попытка его огранки приведет к расслаиванию, и четких граней и плоскостей не выйдет.
Поэтому для огранки берут определенные сорта, хорошо подходит так называемый «жемчуг южных морей», производимый устрицами рода пинктада. Разновидностью этого жемчуга является и черный жемчуг, выращиваемый на Таити.
Жемчужины, производимый пинктадами – крупные, с толстым слоем перламутра, высокой плотности и более твердые, чем другой морской жемчуг. Но и стоимость выращивания жемчуга южных морей высока – в устрицу можно подсадить только одну затравку для будущей жемчужины, а срок культивирования жемчуга – от трех до десяти лет.
Поэтому редкий ювелир возьмется за освоение техники огранки жемчужин – удовольствие очень дорогое, к тому же ограненный жемчуг требует особых условий хранения, то есть это не массовый продукт.
В последние годы китайские производители пресноводного жемчуга освоили огранку своих недорогих жемчужин (а Китай – абсолютный лидер в производстве речного жемчуга и выпускает 3 тысячи тонн ежегодно). Но граненый речной жемчуг все же совсем не так красив, как южный морской – он получается грубоватым и с округлыми неровными гранями, сказывается несовершенство технологии и дешевый исходный материал.
Дизайнерский ограненный жемчуг производится штучно, на каждой жемчужине мастер-ювелир делает до двухсот четких симметричных граней. Удачная огранка может «раскрыть» блеск и сделать цветовые переходы жемчужины более выраженными.
Из-за высокой сложности и стоимости производства украшения с таким жемчугом обычно делают для участия в выставках или под заказ. И большого рынка сбыта для этого жемчуга, в силу его дороговизны, пока не предвидится.
Еще по теме:
Как сделано это волшебство: резные жемчужины с друзами кристаллов внутри