Сюжетные дыры, корявый монтаж, затянутый и бессмысленный сценарий. Вот, что бывает, когда кто-то снимает фильм ради толерантности. К историчности придираться смысла нет — Ридли Скотта история никогда не интересовала. Он и в "Гладиаторе" красил римские знамёна в синий цвет, и в "Царстве небесном" сочинял собственный крестовый поход. Поэтому крепости со стеклопакетами и кривые доспехи в "Последней дуэли" — это нормально. Но вот с сюжетом у Скотта всегда всё было в порядке. До этого момента. Дальше будут спойлеры, а начнём с главного:
Те же кадры, только в профиль
Извините, не удержался. Вы когда-нибудь считали, сколько раз вам показали одно и то же в "Дне сурка"? 38 раз. Вы 38 раз смотрите на то, как Фил Коннорс проживает один и тот же день. Скучно? Ни разу. Более того, фильм можно с удовольствием пересматривать, и идёт он на полчаса меньше "Последней дуэли". Потому что режиссёр ценит ваше время. Да, жанр временной петли — это не то же, что историческая драма, но в данном случае суть одна. Когда вам рассказывают одну и ту же историю по кругу, она должна каждый раз чем-то удивлять, представляя совершенно новый взгляд на ситуацию. "Последняя дуэль" этого практически лишена.
За 2,5 часа вам показывают 3 версии событий, и они друг от друга настолько мало отличаются, что навевают дикую скуку. Приходится несколько раз смотреть одни и те же сцены, надеясь увидеть что-то новое. И каково вознаграждение? Ах! В этот раз героиня не сняла тапочки перед тем, как подняться по лестнице. Ох! Тут её поцелуй длился на долю секунды дольше. Есть, конечно, и более существенные различия. Но большую часть фильма нас просто заставляют пересматривать одно и то же без особых изменений. А окончательно добивают несколько второстепенных персонажей, которых можно было легко вырезать из фильма, и ничего бы не изменилось. Но тогда почему?
Почему фильм понравился большинству?
Похоже, что дело в нестандартном повествовании. Нам три раза рассказывают одну и ту же историю от лица разных персонажей. И каждый раз мы должны внимательно всматриваться и искать различия, пытаясь понять — кто всё-таки прав, а кто нет. В теории звучит интересно, к тому же такой подход отлично себя зарекомендовал в кино — в 1950 году Акира Куросава снял легендарный фильм "Расёмон" (по мотивам рассказов Акутагавы Рюноскэ), в котором была опробована как раз такая форма повествования. Причём и история была похожая — бандит нападает в лесу на женщину, а её мужа убивает. И дальше мы видим этот же сюжет от лица ещё троих персонажей, каждый из которых рассказывает её по-разному.
Бен Аффлек и Мэтт Деймон, которые написали сценарий "Последней дуэли", явно вдохновлялись этим японским фильмом 70-летней давности. Вот только их сюжет проигрывает ему во всём. "Расёмон" идёт полтора часа, и за это время успевает показать 4 точки зрения на события. В древнем чёрно-белом фильме больше и динамики, и экшена, и здравого смысла. Причём точки зрения действительно разные. Вы не просто смотрите одно и то же несколько раз и выискиваете мелкие различия, а по сути видите совершенно разные истории, которые отличаются в ключевых моментах. И главное, никто не пытается вам скормить толерантность в декорациях Средневековья. Зато Ридли Скотт предлагает нам следующее блюдо:
Рагу а-ля MeToo
Режиссёр говорил в интервью, что при создании фильма он активно консультировался с сообществом MeToo. И это в принципе многое объясняет. Каждая из трёх версий событий начинается с титра "Правда согласно словам...". В первых двух случаях говорят о мужчинах — Жане де Карруже и Жаке Ле Гри. А в третий раз речь о Маргарите де Карруж. И вот, когда её титр уходит в затемнение, слово "правда" многозначительно остаётся на экране, как бы намекая зрителю на то, кто на самом деле прав... Более жирный толерантный посыл и придумать сложно. Потому что во-первых, неизвестно, как всё было в реальности (история там крайне запутанная), а во-вторых, это начисто обесценивает всю идею фильма.
Ведь повествование строится на том, что зритель сам может решить, чей рассказ ему ближе. И как только режиссёр открыто признаётся, что он отдаёт предпочтение какой-то одной версии событий, вам просто становится неинтересно. А чтобы окончательно обесценить роль мужчин, нам в самом конце показывают сцену, в которой счастливая и свободная Маргарита сидит на зелёной лужайке. При этом Де Карружа, который отстоял её честь в смертельном поединке, рядом нигде не видно. Ведь фильм не о нём, а о страданиях женщины. Всё это время она была главной героиней, а остальные персонажи просто шумели доспехами вокруг неё и создавали проблемы. Теперь всё хорошо, мужчин рядом нет, и можно вздохнуть спокойно.
Отсутствие мотивации
Напоследок набор вопросов, на которые я в фильме не обнаружил ответов. Почему Жан де Карруж ненавидит Ле Гри, но потом вдруг решает резко с ним помириться на празднике и подать ему на блюде свою жену для поцелуя? Почему отец Маргариты так хочет выдать её за Карружа, который его презирает? Настолько, что ещё и отдаёт ему огромный кусок земли, который хотел приберечь для себя? Почему в день X мать Карружа уехала из поместья и бросила Маргариту одну, хотя ей это было строго запрещено? И как Ле Гри об этом мгновенно узнал, чтобы тут же прискакать к Маргарите и ворваться к ней в дом? Всё это никак не объясняется режиссёром. Видимо, подразумевалось, что зритель будет сам додумывать сюжет. Но между приятной недосказанностью и сюжетной дырой есть большая разница.
В заключение
К актёрской игре претензий никаких. К батальным сценам тоже — их немного, но все смотрятся очень динамично. Своя атмосфера у фильма тоже присутствует. Но без хорошего сценария всё это теряет смысл, а ужасный монтаж ещё больше усугубляет положение. История двигается вперёд скачками, и часто вообще непонятно, сколько времени прошло между сценами. А когда понятно, то неясно, почему герои внешне не изменились. Словом, смотрите "Дом Gucci". Из всего, что режиссёр сделал в этом году, только он заслуживает внимания — там действительно получилось круто и интересно. А как вам "Последняя дуэль"? Ставьте лайк, оставляйте комментарий и подпишитесь на канал!
Тут ещё:
9 исторических фильмов, перевравших всё ради вашего интереса