Найти тему
Я люблю кино

О времена, о вкусы! Три переоценённых российских кинохита XXI века

Оглавление

Какие из громких отечественных фильмов последних 20 лет не заслуживают той славы и признания, которые они получили?

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.

«9 рота» (2005)

Дебютный полнометражный фильм режиссёра Фёдора Бондарчука чётко разбивается на две части. Первая, в которой показано обучение группы советских призывников перед отправкой в Афганистан, ещё вполне смотрибельна: неформальные отношения в казарме и психологическая ломка безусых юнцов харизматичным прапорщиком Дыгало (Михаил Пореченков) легко удерживают зрительское внимание. А вот сама афганская война снята то по-будничному скучно (что воплощает в себе бесхарактерный и совершенно лишний персонаж самого Бондарчука), то фальшиво-надрывно (кульминацией чего является лживая и бессмысленная концовка).

Забавно, что своей неудачной структурой «9 рота» напоминает военную классику Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка» (Full Metal Jacket) — хотя, конечно, на совсем ином кинематографическом уровне.

«Левиафан» (2014)

Андрей Звягинцев бесспорно большой режиссёр, но в случае с «Левиафаном» его, что называется, «переклинило». Проблема даже не в нелепом уровне гротеска, с которым он показал вроде бы современную ему Россию, и не в полном отсутствии полутонов и даже тонов (кроме чёрного). Беда картины в том, что в ней некому сопереживать: главный герой в исполнении Алексея Серебрякова — злой и отталкивающий человек, в концовке показанный ещё и ничтожеством, так что его поглощение чудовищным монстром-государством напоминает поедание планктона китом (из чего, согласитесь, трагедия так себе).

Отдельные выразительные приёмы «Левиафана» смотрятся эффектно, но с точки зрения смысла это не искусство, а его обглоданный скелет.

«Легенда №17» (2012)

Картина о Валерии Харламове любима народом, но её художественный уровень вызывает большие вопросы, причём по всем параметрам. Здесь и полный провал с правдоподобием (чего стоит одна сцена с высотной тренировкой на тросах), и картонные персонажи (особенно жутко смотрятся «злые» канадцы), и невнятный исторический посыл с обязательной критикой «партии».

А особенно жалко, что про реальную жизнь Харламова можно было бы снять отличную драму с мощнейшим и вдохновляющим финалом, ведь за трагической гибелью хоккеиста последовала историческая победа СССР над Канадой (8:1), одержанная в его честь. Но для такого фильма сценаристам понадобилось бы открыть Википедию и приложить хоть немного творческой фантазии.