Найти в Дзене

Битва при Исандлване. Что же произошло на самом деле

Оглавление

Битва при Исандлване 22 января 1879 года стала первой крупной стычкой в англо–зулусской войне между Британской империей и Королевством Зулу. Через одиннадцать дней после того, как британцы начали свое вторжение в Зулуленд в Южной Африке, отряд зулусов численностью около 20 000 воинов атаковал часть британской основной колонны, состоящей примерно из 1800 британских, колониальных и местных войск и, возможно, 400 гражданских лиц.

Зулусы были оснащены в основном традиционными ассегайскими железными копьями и щитами из коровьей кожи, но также имели ряд мушкетов и старых винтовок хотя формально они не были обучены их использованию. Британские и колониальные войска были вооружены новейшей винтовкой Мартини-Генри с казенной частью и двумя 7-фунтовыми артиллерийскими орудиями, а также ракетной батареей. Несмотря на огромный недостаток в технологии вооружения, численно превосходящие зулусы в конечном счете сокрушили плохо управляемых и плохо развернутых британцев, убив более 1300 военнослужащих, включая всех тех, кто находился на передовой линии огня. Армия зулу потеряла около тысячи убитыми

Битва стала решающей победой зулусов и привела к поражению первого британского вторжения в Зулуланд. Британская армия потерпела самое тяжелое поражение от технологически неполноценных местных войск. Исандлвана привела к тому, что британцы заняли гораздо более агрессивный подход в англо–зулусской войне, что привело к сильно усиленному второму вторжению и разрушению надежд короля Сетшвайона мир путем переговоров

Предыстория

Следуя империалистическому плану, по которому лорд Карнарвон создал федерацию в Канаде, считалось, что аналогичный план может увенчаться успехом в Южной Африке. В 1874 году сэр Генри Бартл Фрер был направлен в Южную Африку в качестве верховного комиссара для разработки этого плана. Одним из препятствий для такого плана было присутствие независимых государств Южно-Африканской Республики и Королевства Зулуленд.

Сэр Бартл Фрер, верховный комиссар Южной Африки в Британской империи, по собственной инициативе, без одобрения британского правительства и с целью развязывание войны с Зулу, представил ультиматум 11 декабря 1878 года королю Кечвайо , с которому король зулусов не подчинился. Кечвайо л и Бартл Фрер направил Лорда Челмсфорда для вторжения в Зулуленд.

Прелюдия

Лорд Челмсфорд, главнокомандующий британскими войсками во время войны, первоначально планировал вторжение в Зулуланд из пяти частей, состоящее из более чем 15 000 военнослужащих в пяти колоннах и предназначенное для окружения армии зулусов и принуждения ее к сражению, поскольку он был обеспокоен тем, что зулусы будут избегать сражения. Лорд Челмсфорд остановился на трех колоннах вторжения с главной центральной колонной, в настоящее время насчитывающей около 7800 человек, включающей ранее называемую колонну № 3 и колонну № 2 Дарнфорда, под его непосредственным командованием. Он перевел свои войска из Питермарицбурга в передовой лагерь в Хелпмекаре, за Грейтауном. 9 января 1879 года они переехали в Дрейф Роркаи рано утром 11 января начали пересекать реку Буффало в Зулуленд.

Костяк британских сил под командованием лорда Челмсфорда состоял из двенадцати регулярных пехотных рот: по шесть в каждом из 1-го и 2-го батальонов, 24-го пехотного полка (2-й Уорикширский полк), которые были закаленными и надежными войсками. Кроме того, в составе контингента коренных жителей Наталя насчитывалось около 2500 местных африканских вспомогательных подразделений многие из которых были изгнанниками или беженцами-зулусами. Ими руководили европейские офицеры, но британцы считали их в целом некачественными, поскольку им было запрещено использовать свою традиционную боевую технику и они были недостаточно обучены европейскому методу, а также были безразлично вооружены. Кроме того, было несколько нерегулярных колониальных кавалерийских подразделений и артиллерийский отряд, состоящий из шести полевых орудий и нескольких ракет Конгрива. Добавив погонщиков фургонов, сопровождающих в лагере и слуг, в колонне № 3 было более 4000 человек, не включая колонку Дернфорда номер 2. Из-за срочности, необходимой для выполнения их плана, Бартл Фрер и Челмсфорд начали вторжение во время сезона дождей. Это привело к тому, что продвижение британцев замедлилось до минимума.

-2

Армия зулу, будучи продуктом воинской культуры, по сути, была ополченческой силой, которую можно было призвать во время национальной опасности. Его материально-технические возможности были весьма ограничены, и он мог оставаться на местах всего несколько недель, прежде чем войска будут вынуждены вернуться к своим гражданским обязанностям. Зулусские воины были вооружены в основном копьями ассегаев, известными на зулу как иклва, дубинками knobkierrie, некоторыми метательными копьями и щитами из воловьей кожи. Воин-зулус, его полк и армия обучались личному и тактическому использованию и координации этой системы вооружения. У некоторых зулусов также были припасены старые мушкеты и устаревшие винтовки, относительно немного из которых носили зулусские импи. Однако, их меткость была очень бедной, качества и подачи порошка и выстрел страшный, техническое обслуживание несуществующего и относится к огнестрельному оружию, - подытожил в том, что: "общность воинов-зулусов, однако, не было бы огнестрельное оружие – оружие труса, как они сказали, ибо они позволяют трусливый, чтобы убить отважного, не дожидаясь его атаки." Англичане приурочили вторжение ко времени сбора урожая, намереваясь поймать рассеянных зулусских воинов. К счастью, зулусская армия уже начала собираться в Улунди, как это делалось каждый год для получения Первых Плодов церемония, когда все воины обязаны были явиться в свои полковые казармы близ Улунди.

17 января Цетшвайо отправил 24-тысячного главного зулусского импи из близлежащего современного Улунди через реку Белый Умфолози со следующей командой своим воинам:

"Маршируйте медленно, атакуйте на рассвете и сожрите красных солдат"

18-го числа около 4000 воинов были отделены от основного корпуса, чтобы атаковать колонну Пирсона близ Эшоу. Оставшиеся 20 000 зулусов разбили лагерь в Исифези иханда. 19-го прибыли основные силы и расположились лагерем у горы Бабананго, затем на следующий день переехал в лагерь близ горы Сипези. Наконец, 21-го они двинулись в долину Нгвебени, откуда планировали напасть на англичан 23-го, оставаясь скрытыми до их обнаружения разведывательной группой 22 января. Под командованием Нтшигвайо каМахоле армия зулу достигла своих позиций в несколько этапов. Он шел двумя колоннами в пределах видимости друг друга, но на расстоянии нескольких миль друг от друга, чтобы предотвратить внезапное нападение. Им предшествовал отряд конных разведчиков при поддержке отрядов воинов численностью 200-400 человек, которым было поручено не допустить обнаружения основных колонн. Отмечается скорость продвижения зулусов по сравнению с британцами. Зулусский импи продвинулся более чем на 80 км (50 миль) за пять дней, в то время как Челмсфорд продвинулся лишь чуть более чем на 16 км (9,9 миль) за 10 дней.

Англичане под командованием Челмсфорда разбили лагерь в Исандлване 20 января, но не последовали приказу закрепиться. Никакого лагера (кружения повозок) не образовалось. Челмсфорд не видел необходимости в лагере, заявив, что "На его изготовление уйдет неделя". Но главной причиной непринятия мер предосторожности в обороне, по-видимому, было то, что британское командование сильно недооценило возможности зулусов. Опыт многочисленных колониальных войн, которые велись в Африке, заключался в том, что массированная огневая мощь относительно небольших отрядов профессиональных европейских войск, вооруженных современным огнестрельным оружием и артиллерией, дополненная местными союзниками и призывниками, выступит навстречу туземцам, чьи оборванные, плохо оснащенные армии будут храбро сражаться, но в конце концов уступят. Челмсфорд полагал, что силы численностью более 4000 человек, включая 1000 британских пехотинцев, вооруженных винтовками Мартини-Генри , а также артиллерией, имели более чем достаточную огневую мощь, чтобы отразить любую атаку зулусов, вооруженных только копьями, щитами из воловьей кожи и несколькими видами огнестрельного оружия, такими как мушкеты Брауна Бесса. Действительно, с британскими силами такого размера мысли Челмсфорда занимали вопросы материально-технического обеспечения. Вместо того, чтобы опасаться, что лагерь может подвергнуться нападению, его главной заботой было управление огромным количеством повозок и волов, необходимых для поддержки его дальнейшего продвижения.

Кетчайво
Кетчайво

Как только он разбил лагерь в Исандлване, Челмсфорд послал два батальона местного контингента Натала на разведку вперед. Они вступили в стычку с частями войск зулусов, которые Челмсфорд считал авангардом основной армии противника. Такова была чрезмерная уверенность в британской военной подготовке и огневой мощи, что он разделил свои силы, взяв около 2500 человек, включая половину контингента британской пехоты, и отправился на поиски основных сил зулусов с намерением ввести их в бой, чтобы одержать решающую победу. Челмсфорду и в голову не приходило, что зулусы, которых он видел, отвлекали его от своих главных сил.

Челмсфорд оставил позади пять рот, примерно по 70-80 бойцов в каждой, 1-го батальона и одну более сильную роту примерно из 150 человек из 2-го батальона 24-го, чтобы охранять лагерь, под командованием подполковника Брэва Генри Пуллейна. Пуллейну было приказано защищать лагерь и ждать дальнейших указаний, чтобы поддержать генерала по мере необходимости. В Пуллейне также было около 500 человек из местного контингента натальцев и примерно 200 местных конных нерегулярных формирований. У него также было два артиллерийских орудия и около 70 человек Королевской артиллерии. В общей сложности для защиты лагеря было оставлено около 1300 человек и два орудия

Пуллейн, оставленный командовать тыловой позицией, был администратором без опыта командования на передовой в кампании. Тем не менее, он командовал сильными силами, особенно шестью ротами регулярной пехоты, которые были опытными в колониальной войне. Конные разведчики, кавалерийские разведчики, патрулирующие примерно в 11 км (6,8 мили) от лагеря, сообщили в 7:00 утра, что видны группы зулусов, насчитывающие около 4000 человек. Ранним утром в Пуллейн поступили новые донесения, каждое из которых сообщало о передвижениях зулусов, как больших, так и малых. Среди офицеров ходили слухи о том, намеревались ли эти войска выступить в тыл Челмсфорду или в сторону самого лагеря

Около 10:30 утра полковник Энтони Дарнфорд прибыл из Рорк-Дрифта с пятью отрядами натальской туземной лошади и ракетной батареей. Это выдвинуло вопрос о командовании на первый план, потому что Дарнфорд был старшим и по традиции принял бы командование на себя. Однако он не стал переоценивать диспозицию Пуллейна, и после обеда он быстро решил проявить инициативу и двинуться вперед, чтобы вступить в бой с силами зулусов, которые, по мнению Пуллейна и Дарнфорда, двигались против тыла Челмсфорда. Дарнфорд попросил роту 24-го полка, но Пуллейн неохотно согласился, так как его приказ был направлен специально для защиты лагеря.

Челмсфорд недооценил дисциплинированного, хорошо управляемого, мотивированного и уверенного в себе зулуса. Неспособность обеспечить эффективную оборонительную позицию, плохая разведданная о местонахождении основной армии зулусов, решение Челмсфорда разделить свои силы пополам, а также тактическое использование зулусами местности и слабых мест в британском строю-все это в совокупности оказалось катастрофическим для войск в Исандлване. Напротив, зулусы отреагировали на неожиданное открытие своего лагеря немедленным и спонтанным наступлением. Даже несмотря на то, что индуны если бы они потеряли контроль над продвижением, обучение, привитое воинам, позволило войскам зулу сформировать свой стандартный боевой порядок на бегу, их боевая линия развернута в обратном порядке

Битва

Армией зулу командовали индуны (принцы) Нтшингвайо каМахоле Хоза и Мавуменгвана каНдлела Нтули. Индуна Дабуламанзи каМпанде, сводный брат Сетшвайо, будет командовать корпусом Унди после того, как Камапита, регулярный инкоси, или командир, был ранен.

Пока Челмсфорд был в поле, разыскивая их, вся армия зулусов перехитрила его, двигаясь позади его сил с намерением напасть на британскую армию 23-го числа. Они были обнаружены около 8:00 утра людьми лейтенанта. Отряд разведчиков Чарльза Роу, который преследовал нескольких зулусов в долине, только тогда увидел, что около 20 000 человек основных сил противника сидят в полной тишине. Обнаруженные силы зулусов перешли в наступление. Люди Роу начали боевое отступление вернулся в лагерь, и послали гонца предупредить Пуллейна. Пуллейн наблюдал за зулусами на холмах слева от него и послал сообщение в Челмсфорд, которое было получено генералом между 9:00 и 10:00 утра.

Затем атака зулусов развернулась в традиционных рогах и груди буйвола с целью окружения британских позиций. С точки зрения Пуллейна в лагере, сначала казалось, что развивается только правый рог, а затем грудь (центр) атаки. Пуллейн послал сначала одну, а затем все шесть рот 24-й пехотной на расширенную огневую линию, с целью встретить атаку зулусов лоб в лоб и проверить ее огневой мощью. Люди Дарнфорда, встретившись с элементами зулусского центра, отступили в донгу, пересохшее русло реки, на правом фланге британцев, где они образовали оборонительную линию. Ракетная батарея под командованием Денфорда, которая не была смонтирована и сброшена позади остальных сил, была изолирована и захвачена в самом начале боя. Два батальона местных войск находились в строю Дарнфорда; в то время как все офицеры и сержанты носили винтовки, только один из 10 в строю был вооружен мушкетом с дульным зарядом и ограниченным количеством боеприпасов, и многие из них начали покидать поле боя в этот момент.

Пуллейн внес только одно изменение в первоначальную диспозицию примерно через 20 минут стрельбы, немного приблизив роты на линии огня к лагерю. В течение нескольких часов до полудня дисциплинированные британские залпы сковывали центр зулусов, нанося некоторые потери и заставляя продвижение застопориться. Действительно, моральный дух британских войск оставался высоким. Винтовка Мартини-Генри была мощным оружием, и люди были опытными. Кроме того, пушечный огонь королевской артиллерии вынудили несколько зулусских полков укрыться за обратным склоном холма. Тем не менее, левый фланг наступления зулусов двигался, чтобы обойти с фланга и охватить правый фланг британцев.

Люди Денфорда, которые сражались дольше всех, начали отступать, и их скорострельность уменьшилась. Отступление Денфорда обнажило правый фланг британских регулярных войск, что, учитывая общую угрозу окружения зулусов, вынудило Пуллейна отдать приказ об отступлении обратно в лагерь. Отступление регулярных войск было выполнено с порядком и дисциплиной, и солдаты 24-го полка провели боевое отступление в лагерь. Отступление Денфорда, однако, обнажило фланг роты G, 2-й/24-й, который был захвачен относительно быстро.

Офицер, прибывший заранее из сил Челмсфорда, дал этот отчет очевидца о заключительном этапе сражения около 3:00 вечера.

"Через несколько секунд мы отчетливо увидели, как орудия выстрелили снова, одно за другим, резко. Это делалось несколько раз-пауза, а затем вспышка – вспышка! В то время над лагерем светило солнце, и тогда лагерь казался темным, как будто по нему пробежала тень. После этого орудия не стреляли, и через несколько минут все палатки исчезли"

Почти такой же момент описан в рассказе одного зулусского воина.

"Солнце почернело в разгар битвы; мы все еще могли видеть его над собой, или должны были думать, что сражались до вечера. Потом мы вошли в лагерь, и там было очень много дыма и стрельбы. После этого солнце снова стало ярким"

Время солнечного затмения в этот день рассчитывается как 2:29 вечера.

-4

Наличие большого количества тел, сгруппированных вместе, говорит о том, что сопротивление было более длительным, чем первоначально предполагалось, и было сделано несколько отчаянных последних боев. Доказательства показывают, что многие из тел, сегодня помеченных кэрнсом, были найдены в нескольких больших группах вокруг лагеря, в том числе в одной палатке, насчитывающей около 150 человек. В зулусском рассказе описывается группа 24-х, образующая квадрат на шее Исандлваны. Колониальная кавалерия, НМП и carabiniers, которые могли бы легко бежали, как они были лошади, умер около durnford не в его последний бой, а рядом их лошадей были найдены мертвыми на своих пикет веревку. очевидно, что бойня была завершена в окрестностях лагеря и обратно в Натал по беглеца в дрейф. Бои шли в рукопашную, и британским регулярным войскам не было пощады. Зулусам было приказано игнорировать гражданских лиц в черных мундирах, и это означало, что некоторые офицеры, чья патрульная форма в то время была темно-синей и черной, были спасены и бежали.

Британцы сражались спина к спине штыком и прикладом винтовки, когда их боеприпасы, наконец, были израсходованы. Зулусский рассказ повествует о единоборстве охранника палатки Челмсфорда, крупного ирландца 24-го полка, который удерживал зулусов штыком, пока его не атаковали и не захватили флаг Союза генерала. Оба цвета 2/24-го были потеряны, в то время как цвет королевы 1/24-го был унесен с поля лейтенантом Мелвиллом верхом на лошади с помощью лейтенанта Когхилла, но потерян, когда они пересекли сугроб. И Мелвилл, и Когхилл должны были получить посмертное Кресты Виктории в 1907 году, когда легенда об их доблести росла. Гарнет Уолсли, которая должна была заменить Челмсфорда, в то время считала иначе и заявила: "Мне не нравится идея офицеров, убегающих верхом, когда их людей убивают пешком"

Из 1700 с лишним британских войск и африканских вспомогательных подразделений было убито около 1300 человек, большинство из которых были европейцами, включая полевых командиров Пуллейна и Дарнфорда. В живых остались только пять имперских офицеров. Среди убитых был хирург майор Питер Шепард, пионер оказания первой медицинской помощи. Контингент коренных жителей Натала потерял около 400 человек, а из группы из 249 африканских вспомогательных подразделений Амачуну погибло 240 человек. Возможно, последним умер Габангайе, дородный начальник местного контингента Амачуну Натал, которого удиби отдали на убой. Мальчики. Захваченные солдаты контингента коренных жителей Натала были расценены зулусами как предатели и казнены.