В мире рок-музыки существует не так уже и много групп в составе трех человек. Обычно это ударные, бас-гитара и лидер-гитара, она же и ритм-гитара. Музыканты знают, насколько сложно подать уникальный материал при таком раскладе, ведь как минимум одному из них еще приходится и петь.
Но дело даже не в вокале. Палитра, которую может представить такой состав скудна, красок мало, нужно быть воистину виртуозом, чтобы создать нечто новое, уникальное, запоминающееся, талантливое наконец.
Мои читатели и подписчики канала ЮРИЙ КИСЛОВ знают, что я, детально исследуя рок-архивы, пишу статьи о рок-группах шестидесятых, славной и неповторимой эпохи, когда рок-музыка обретала зримые и узнаваемые черты, закладывая фундамент того, что сейчас мы называем классикой рока.
Для вас, уважаемый читатель, я создал специальный КАТАЛОГ (заходите смело!), где расположил название рок-групп, о которых уже написал, в алфавитном порядке с соответствующими ссылками. Там вы легко можете найти любимую и известную вам группу, или обнаружить для себя дотоле неизвестную, чтобы познакомиться с её творчеством поближе. Повторюсь – это, в основном, о шестидесятых…
А сейчас – к рок-трио, творчество которого завораживает, и узнать о котором меломану любого возраста, на мой взгляд, будет интересно. А тому, кто знает и слышал, будет приятно вновь окунуться в атмосферу музыки той эпохи.
Я – о прогрессив-проекте под названием QUATERMASS. Трио без ритм-гитары. Всё просто: барабаны, бас-гитара и клавиши.
Группа была образована осенью 1969 года в Лондоне. THE BEATLES уже дали свой не анонсируемый концерт на крыше здания по адресу Сэвил-Роу, 13.
Атмосфера в британской столице в среде молодежи была тогда та еще…
Проект создали Мик Андервуд, который до этого играл в EPISODE SIX, и не кем-то, а с будущими звездами DEEP PURPLE Гловером и Гилланом. Клавишник Питер Робинсон играл в качестве сессионного музыканта, а также в группе E6, вместе с бас-гитаристом и вокалистом Джоном Густавсоном (он еще играл в E6 вместе с Питером). Более того - Густавсон работал в THE BIG THREE, THE MERSEYBEATS, HARD STUFF, ROXY MUSIC и IAN GILLAN BAND, а также, как вокалист, отметился участием в рок-операх "Jesus Christ Superstar" и "The Butterfly Ball and the Grasshopper's Feast".
Они назвали группу в честь героя нескольких популярных научно-фантастических сериалов от Би-би-си пятидесятых, профессора Бернарда Квотермасса, так сказать, британского Сергея Королева, который в фантазиях телевизионщиков создает британскую ракетную космическую индустрию.
Уже в декабре они начали выступать в легендарном лондонском клубе "Marquee".
А в начале 1970-го начали записывать свой первый, и как оказалось впоследствии, последний альбом в не менее легендарной студии звукозаписи "Abbey Road Studios".
И там, и там, в свое время выступали и записывались практически все звезды рок-музыки. Если я начну их сейчас перечислять, то список займет пару страниц…
Понятно, что парни были не с улицы. Их знали в мире рок-музыки. Иначе навряд ли они так быстро заключили контракт с лейблом "Harvest Records" (создан EMI в 1969 году для продвижения перспективных и прогрессивных рок-музыкантов).
В мае 1970-го альбом, названный, как и группа «Quatermass», уже появился в продаже. Конечно, лучше его прослушать целиком: там много интересного. Всего девять треков.
Альбом начинается и заканчивается клавишной композицией "Entropy": нечто мистическое и загадочное, тихое и волнующее одновременно.
Восприятие музыки – понятие чисто субъективное. Поэтому здесь «я вам не скажу за всю Одессу». Но меня впечатляет блюз "Post War Saturday Echo", который звучит почти десять минут, а также инструменталка "Laughing Tackle" и чистой воды хард-рок "Up On The Ground", где бас-гитара просто завораживает.
Основным инструментом выступает орган Хаммонда. В альбоме ощущается мощное влияние DEEP PURPLE: недаром Андервуд дружил в то время с Блэкмором.
Критики писали о том, что альбом удался благодаря "...компактности, богатству идей, мощному вокалу и сложным аранжировкам, обогащенным со вкусом использованными пианистом Робинсоном классическими струнными»…
Добавлю, что в "Laughin 'Tackle" звучат 16 скрипок, 6 альтов, 6 виолончелей и 3 контрабаса, приглашенных для записи.
Самой известной позднее, пожалуй, стала композиция Стива Хаммонда "Black Sheep of the Family". По сути с неё спустя четыре года началась группа Ричи Блэкмора RAINBOW…
Запустив первый альбом в продажу, QUATERMASS отправились в гастроли. Пластинка получила наибольшие отклики в Швеции и Германии.
А наше трио летом 1970-го приняло участие в национальном фестивале джаза и блюза, проходившем в Пламптоне. По крайней мере об этом я узнал из нескольких источников. Но вот в афише фестиваля я их не нашел. Скорее всего, дело тут в организационном бардаке и неразберихе...
В конце семидесятого QUATERMASS на шесть недель поехали с концертами в США. С кем они там только не играли: BLACK SABBATH, KINKS, LOVE, SAVOY BROWN, EARTH, WIND AND FIRE: это далеко не полный перечень. Сплошная нирвана от рок-музыки!
И вот, в начале 1971-го они, вместе с продюсером Крисом Томасом, начали запись второго лонгплея. Но… Тяжело заболел Робинсон, и студийные работы были прерваны.
Пара треков, оставшихся завершенными - "Once Blind Mice" и "Punting" затем выбыли выпущены в виде синглов. А всего, помимо полнометражника, они выпустили «при жизни» три сингла.
В апреле 1971-го QUATERMASS официально распались.
Вы уже знаете, что я пишу о шестидесятых годах. Но было бы неправильным отметить, что в 1994 году Андервуд и основатель DEEP PURPLE Ник Симпер создали проект под названием QUATERMASS II и выпустили альбом «Long Road» (1997.) Густавсон записал в нем две песни…
Иные времена. Иная музыка. Другая история…
СОСТАВ 1969-1971 гг.
Мик Андервуд – ударные, перкуссия (1969-1971)
Джон Густавсон – бас-гитара, вокал (1969-1971)
Дж. Питер Робинсон – клавишные (1969-1971)
СОСТАВ 1994-1999 гг.
Мик Андервуд – ударные, перкуссия (1994-1999)
Ник Симпер – бас (1994-1999)
Питер Тейлор – вокал (1994)
Берни Торме – гитары (1994)
Дон Эйри – клавишные (1994-1999)
Гэри Дэвис – соло-гитары (1994-1999)
Барт Фоули – ритм-гитары, вокал (1994-1999)
ДИСКОГРАФИЯ:
Quatermass (1970)
Quatermass II: Long Road (1997)
СИНГЛЫ:
"Black Sheep of the Family" / "Good Lord Knows" (1970)
"One Blind Mice" / "Punting" (1971)
"Gemini" / "Black Sheep of the Family" (1971)
Обратимся к истории и послушаем (посмотрим) кое-что из наследия QUATERMASS. Они этого стоят: ничто в истории рок-музыки не проходит бесследно…
На сегодня - всё… Вы не пропустите нового, если подпишитесь на канал ЮРИЙ КИСЛОВ. Обещаю вам еще много чего интересного. Постараюсь вас не разочаровать.
И одна маленькая просьба. Буду вам благодарен за ЛЮБУЮ материальную поддержку, если у вас есть возможность помочь дальнейшему развитию канала. Любой труд должен быть поощрен. А наш, рок-археологов труд, кропотлив и ежедневен. Карточка СБЕРА МИР 2202 2008 9258 9803
С уважением