В революционных событиях в 1905 году одним из самых радикальных был экипаж крейсера «Очаков». Корабль стоял на Севастопольском рейде, а матросы с него тесно общались с рабочими, которые в то время уже прониклись большевистскими революционными идеями.
Естественно, эти идеи мало-помалу перешли и на моряков, что и привело к мятежу.
24 ноября 1905 года большевики организовали большие выступления, к которым присоединились многие моряки, работники севастопольских заводов и порта, солдаты из крепости. На своем сборе они провозгласили так называемый Совет матросских и солдатских депутатов, который в тот же день принял решение о начале восстания на всем Черноморском флоте Российской империи. Главой этого восстания назначили Петра Петровича Шмидта, в отечественной историографии широкому кругу более известного как лейтенант Шмидт.
Восставшие выдвинули правительству империи ряд требований, которые касались многих сфер деятельности матросов, солдат и рабочих. Планы у них были поистине грандиозные: создание демократической республики, свобода слова, свобода на собрание и митинги, уменьшение сроков военной службы, сокращение рабочего дня и т.д.
Спустя несколько дней, 26 ноября, депутаты прибыли на крейсер «Очаков», призвав матросов с этого могучего корабля, одного из самых мощных в Севастополе, также присоединиться к мятежу. Несколько большевиков (Антоненко и Гладков) организовали моряков и силой захватили корабль, а офицеров, которые пытались навести на нем порядок, изгнали. После того как «Очаков» оказался в руках мятежников, капитаном его большевики назначили Частника.
Крейсер стал флагманским кораблем восставших и уже 28 ноября Шмидт на нем возглавил флотилию из 12 кораблей, общая численность экипажей которых составила порядка 2,2 тысячи человек. Как и на «Очакове», на других судах мятежников подняли красные стяги. С флагмана царскому правительству отправили телеграмму о том, что данный корабль и 12 других более не подчиняются Российской империи.
Естественно, власти сразу стали предпринимать необходимые меры, дабы возвратить корабли и наказать всех виновных. Сам город Севастополь принял статус города на военном положении, туда стали стягиваться войска со всех близлежащих мест. Поскольку мятеж зрел давно и все об этом знали, то захваченные матросами корабли по большей части были заранее обезоружены собственными же офицерами, а самые ярые и радикальные матросы сосланы на берег и также не могли участвовать в восстании. Такие заблаговременно принятые правительством меры помогли очень быстро добиться успеха и подавить мятеж.
Царские войска призвали мятежников сдаться, но получили отказ. После этого по восставшим был открыт огонь, и уже через 1,5 часа восстание было подавлено. Примечательно, что царское правительство вновь обошлось с предателями мягко. Тюремные сроки из 2 тысяч получили лишь несколько десятков матросов. Из командиров мятежников казнили также всего 4 человека – самого Шмидта, Гладкова, Антонова и Частника.
Что касается самого главного мятежного корабля, то из «Очакова» в 1907 году он был переименован в «Кагул».
Текст и фото Аркадий Илюхин
Добавляйте блог в закладки, чтобы не пропустить новые публикации!
Больше фото, комментарии и обсуждения - в нашем сообществе в ВКонтакте
Канал на YOUTUBE - здесь
А еще появилась группа в Одноклассниках