Первоначально право по выбору дальнейшему утверждению судом арбитражного управляющего и (или) саморегулируемой организации, из числа членов которой он будет выбран, принадлежит заявителю по делу о банкротстве.
Для выбора кандидатуры арбитражного управляющего в заявлении о признании должника банкротом подлежит указанию фамилия имя и отчество предлагаемого для утверждения арбитражного управляющего и (или) наименование саморегулируемой организации.
Важно знать, что в деле о банкротстве граждан в заявлении о признании должника банкротом указывается только наименование СРО, правом по указанию конкретной кандидатуры финансового управляющего ни должник, ни его кредиторы не наделены.
В дальнейшем, в рамках уже введенных процедур банкротства правом по смене СРО и арбитражного управляющего в деле о банкротстве наделено собрание кредиторов.
Окончательно кандидатура арбитражного управляющего подлежит утверждению арбитражным судом.
Соответственно, если в арбитражный суд поступает заявление о банкротстве должника, с указанием кандидатуры арбитражного управляющего предлагаемого для утверждения в деле о банкротстве, или материалы собрания кредиторов (протокол), где было принято решение о выборе арбитражного управляющего, то суд принимает меры по проверке предлагаемого кандидата на соответствие требованиям Закона о банкротстве.
Для целей проведения такой проверки арбитражный суд направляет соответствующий запрос (судебное определение) в адрес саморегулируемой организации, чьим членом является кандидат на пост арбитражного управляющего.
В ответ на запрос арбитражного суда саморегулируемая организация обязана представить сведения о соответствии кандидата требованиям, предъявляемым к арбитражным управляющим статьями 20 и 20.2 Закона о банкротстве.
В случае если, заявитель по делу о банкротстве или собранием кредиторов было принято решение только о выборе СРО, без указания конкретной кандидатуры арбитражного управляющего, то избранная саморегулируемая организация обязана представить в арбитражный суд сведения как о конкретной кандидатуре арбитражного управляющего, изъявившей желание быть утвержденной в процедуре банкротства, так и сведения о его соответствии требованиям, предъявляемым Законом о банкротстве.
Решение о выборе кандидатуры внутри СРО, принимается коллегиально. В случае если деятельность должника связана с использованием сведений относящихся к государственной тайне, то предлагаемый к утверждению арбитражный управляющий должен иметь соответствующий доступ.
После представления СРО сведений о соответствии предлагаемой к утверждению кандидатуры требованиям Закона о банкротстве, и рассмотрению иных материалов, в том числе представленных возражений третьими лицами, арбитражный суд утверждает ее в качестве арбитражного управляющего должника, если не установит обстоятельств, препятствующих такому утверждению.
Если СРО представило сведения о несоответствии кандидатуры требованиям предъявляемым законом о банкротстве, в том числе при отсутствии достаточной компетенции, то арбитражный суд может утвердить такую кандидатуру в качестве арбитражного управляющего должника только при том условии, что кандидат заключит дополнительный договор страхования ответственности с размером страхования не меньше компенсационного фонда СРО.
В случае если арбитражный управляющий будет освобожден от своих обязанностей в рамках дела о банкротстве и при этом собранием кредиторов не будет принято решение о выборе иного управляющего или СРО, то саморегулируемая организация арбитражных управляющих, чьим членом являлся отстраненный арбитражный управляющий, обязана представить в суд, по соответствующему запросу (судебному определению) информацию о новой кандидатуре.
В случае отказа членов СРО от утверждения их в качестве арбитражных управляющих в деле о банкротстве должника, то соответствующая саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана известить суд о данном факте.
При поступлении в арбитражный суд сведений от СРО об отказе ее членов быть утвержденными в качестве арбитражных управляющих, суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего на тридцать дней, для целей представления заявителем или иными заинтересованными лицами ходатайства об утверждении иной СРО.
В случае если в течение 30 дней заявитель или ранее утвержденная СРО не представили ходатайства об утверждении иной СРО или сведения о кандидатуре арбитражного управляющего, то суд рассматривает ходатайства, поступившие от иных заинтересованных лиц.
При непредставлении ходатайства о выборе иной СРО, заявителем или иными заинтересованными лицами, дело о банкротстве подлежит прекращению, по крайней мере так указано в пункте 5 стати 45 и пункте 5 статьи 213.6 Закона о банкротстве.
Между тем, в пункте 14 «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019) указано, что данные нормы не подлежат применению к отношениям, вытекающим из потребительского банкротства, поскольку они противоречат смыслу и целям законодательного регулирования в этой специальной сфере. То есть, данное правило не применяется при банкротстве граждан, где заявителем выступает сам должник.