Ах, Лада, Ладочка, простишь ли ты меня когда-нибудь? Ни до тебя, ни после, не было в моей жизни собаки более преданной, послушной, понимающей... Да что там, я даже никогда не слышала о ком-то, кто хоть сколько бы напоминал тебя. «Литературные» собаки — это да, сколько угодно! А вот чтоб реальный человек рассказал мне о своём четвероногом друге, или своими бы глазами увидеть ещё хоть раз такую же умнейшую собаку — больше никогда не доводилось...
В день, наступивший вслед за тем, что испугал нас происшествием в овраге и заодно раскрыл мои упёртые глаза, Ладка гордо вышла в мир, неся на белой шее несомненный символ касты избранных собачьих представителей — новенький, сверкающий ошейник! О да, она отлично понимала, что значит эта тонкая полоска кожи мёртвого домашнего скота. Возможно, нынешние люди и забыли, но Лада — помнила. Помнила седьмым собачьим чувством, глубоко запрятанным внутри; помнила инстинктами простыми, перешедшими от многих поколений древних и не очень своих предков, помнила всем сердцем и душой. Ошейники из кожи надевали только лучшим, самым нужным; тем, кого любили, кем гордились. Чтобы заслужить такой ошейник, мало было просто быть собакой. Простых собак, во множестве кишевших вокруг древнейших человеческих жилищ, люди меж собой не различали. Сия награда, которой теперь с полным правом гордилась моя Ладка, когда-то, так давно, что и не скажешь, выдавалась даже и не просто лучшим, а необходимым; и первое время служила средством сохранить ценное животное. Умных, чем-то отличившихся — в охоте ли, в охране, привязывали на ночь ближе к людям, чтобы исключить возможность потери экземпляра в результате нападения зверей. А чтоб не перегрызли перевязь, узкий кусок кожи прочно прикрепляли к длинной палке, и с другого конца также. Вот так и выглядел когда-то, на заре времён, ошейник, в наши дни деградировавший до украшения с кристаллами «Сваровски»))).
Нам с Ладой «Сваровски» и не снились, вместо них были простые металлические бляшки, но от этого ошейник и ничуть не проиграл! Маленькая собачка полностью преобразилась! Она теперь плыла, как королева, снисходительно поводя высоко поднятой головкой. Взгляд с поволокой, хвост трубой в небо... смотрите, бездомные плебеи — вот идёт Хозяйская Собака!! Впрочем, такие изменения касались только остального мира, а ко мне она стала относиться ещё более преданно, если это вообще было возможно. И деликатности своей не утратила, и такта.
Как-то получила она кость. Хороший такой мосол, грызть не перегрызть. И поступила с ним соответственно — больше часа веселилась так и эдак. После, смотрю — идёт ко мне, с мослом в зубах. И смотрит зазывающе, только что головой не кивает — пошли, мол. Мне, разумеется, стало интересно — что такое? Пришли мы с ней в передний дворик, к будке. Кладёт мосол на землю, лапой чуть гребёт, отходит, лает вопросительно так — "Гав?" А я стою и мало понимаю. Берёт опять, несёт чуть дальше — та же процедура. Бабушка тут вышла, что-то ковыряться в огороде. К тому времени мы с Ладой до малинника уже добрались с костью.
- Смотри, бабуль, с Ладой что-то странное. Никак не пойму, чего ей надо?
- Это она запасы хочет сделать! - догадалась бабушка со смехом, - Спрашивает, где ей можно закопать заначку... Ты же умница какая, вот хорошая собачка! Закапывай тут, закапывай, тут можно!
Лада, получив разрешение, увлечённо разрывала землю, а я смотрела и соображала.
- Бабушка, а как же она поймёт, докуда копать можно? Или каждый раз нас спрашивать станет?
- Не знаю, вот потом посмотрим. Шибко умная собака, это факт.
Когда мосол был удачно запрятан, бабушка ушла, и мы остались с Ладою вдвоём, я решилась на эксперимент: притащила кусок колбасы, воткнула в землю два колышка и привязала к ним верёвку. Получилась визуальная граница между началом малинника и маленьким пространством за сараем, где Ладе разрешили складировать запасы.
- Смотри, Ладуся: вот тут можно копать и прятать кости! (и я демонстративно закопала маленький кусочек колбасы). А там — нельзя! (показываю в землю пальцем и отрицательно машу совочком перед носом у собачки). Можно было этого и не делать - во время всей этой процедуры меня не покидало чувство, что Лада всё усвоила уже с момента, когда я натянула вдоль верёвку.
- Ну, а теперь давай — закопай колбаску!
Подавляющее количество четвероногих, получив кусок колбасы, тут же слопают его, и дело с концом. Но не такая была Лада. Она умела думать. Всегда держала паузу. Если что-то получала — сразу ни за что не ела, смотрела выжидательно — "Вы не ошиблись? Это точно мне?"
- Давай, давай, закапывай! И я постучала совочком по земле, для пущей убедительности.
Она пошла и закопала. Закопала там, где нужно — кто бы сомневался!
- Вот молодец, хорошая собачка! А этот ешь! Держи, это тебе!
И Лада, благодарно глядя, съела. Но на этом я не успокоилась:
- Ешь!
- Закапывай!
- А теперь ешь!
- А сейчас — закапывай!
Не знаю, кто из нас кого на самом деле научил, но повеселились мы в тот день отлично!!
Сюжетно - ролевые игры вообще всегда особенно Ладусе удавались. Скажем, зимой мы развлекались рытьём и обустройством длинных разветвлённых нор в больших сугробах. Эти сложные в инженерном плане конструкции частенько не выдерживали нагрузки куч слежавшегося снега, и рушились в самый неподходящий момент. Только выроем мы уютную пещерку, приспособив её под логово Крота, и соберёмся понарошку попить чаю, справедливо распределив ведущие роли (Я — Крот, Элька Крыса, а Ладочка- Дюймовочка, потому что слов меньше всего), как вдруг — бабах!!! Прощайте, планы! Всё, как в жизни - вместо чаепития нужно разгребать завалы.
- Элька, ты там как, живая?!
- Да вроде...
- Подожди, сейчас мы тебя откопаем! Давай, Ладуся, ну же, помогай!
- Эль, ты будешь теперь путник, погребённый под лавиной! А мы с Ладой - спасатели из монастыря Святого Бернара! Слыхала про такой?
- А? - неопределённо отвечает бедный путник — то ли не слышал о монастыре, то ли голову от страха потерял.
- Лад, ты будешь сенбернаром! Они знаешь какие сильные и чуткие собаки! На много метров в глубину обнаруживают живых людей, замурованных под снегом. Давай, старайся!
И пусть размерами мой верный сенбернар и не вышел, зато усердием наверняка превосходит любого из них — и копает, и копает, пока не докопается до бедного, замёрзшего, хохочущего путника))).
Блестяще овладела моя мохнатая подружка также ролью бедного Сурка. Классический тандем Гёте и Бетховена, породивший бессмертную «Песню савояра» вызывал в чуткой пёсичной душе столько разных чувств, что из маленькой мохнатенькой груди вырывалась бесподобно- жалостная ария, частенько заглушаемая так некстати гогочущими зрителями.
- Пойдём, Ладуся, петь «Сурка»! - зову я свою верную подружку.
Зрительный зал уже ждёт! Весь мой диван заполнен — бабушка, Оксана, Элька, Софа, Валька, иногда ещё идут на огонёк поклонники искусства. Четвероногая Прима, чувствуя прилив вдохновения, несколько минут усаживается возле пианино у меня в ногах, вздыхает, томно хлопает ресницами, щурится тоскливо и печально, и, наконец, заслышав первые аккорды, поднимает кверху изящную мордочку, окидывает зал последним долгим взглядом, и, прикрыв глаза, вступает по моей команде:
- Ииии...
- Ауууу...уууу...уууу..
Клянусь, это исполнение стоило любой всемирно известной оперной сцены! Как верно были взяты ноты, выдержан и ритм, и паузы, и такты! Какими нежными руладами передавала исполнительница печальную участь верного Сурка, вынужденного скитаться по дворам со своим человеком... Жаль, не было тогда у нас нужного гаджета, чтобы увековечить этот феерический спектакль. Стоит отметить также, что Лада пела исключительно в миноре. Легкомысленно-весёлые песенки, водевили и бравурные радостные марши вдохновенья у неё не вызывали))). Трагический талант, что тут поделать!!
А как она старалась быть полезной! Возила не только пустые санки на прогулке, но и ещё кое-что потяжелее. Сама, никто её об этом не просил! В холода толку от печей было не особенно много, потому что старенький домик наш долго болел и растрескался неизлечимыми щелями, поэтому тепло не задерживалось в комнатах надолго; а из удобств в наличии был только летний водопровод во дворе, и то протянутый от соседей — Элькиных бабушки и деда. Зимой же воду добывали из уличной колонки, привозя на саночках во фляге. Так вот, Лада считала своим долгом сопровождать нас каждый раз в этих поездках за водой. Флягу ставили на санки, Лада хватала зубами веревку и легко тянула их по натоптанному снегу к нашей цели. Добежав до колонки, она останавливалась, и, немного переведя дух, пыталась затащить санки с флягой на ледяной холмик, образованный пролившейся на холоде водой. Дотащив их до колонки, стоявшей в центре этой скользкой горки, Ладка свою ношу отпускала. Разумеется, саночки тут же съезжали вниз. Такое их поведение бедняжку очень злило, и она, отчаянно лая, опять их хватала и вновь затаскивала наверх. Но, стоило верёвку отпустить, как безобразные санки повторяли свой побег. Наш громкий смех только подливал масла в огонь. Упорства этой собачке было не занимать, и свои попытки победить непослушные санки она не оставляла, пока я, сжалившись над ней, не придавливала верёвку ногой, ограничивая тем самым свободу передвижения нашего капризного транспортного средства. В обратный путь мы запрягались в санки вместе, не довезла бы Ладка флягу в пятьдесят литров, хоть и старалась, как могла.
В самые лютые зимние морозы мы пускали ночевать собачку в дом. Наверное, она бы не замёрзла в конуре. Но всем нам было жаль домашнюю любимицу, помощницу, певицу. Тёплый старый коврик у сенной двери за холодильником был всегда к её услугам. Входя, Ладуська не бесилась, не скакала, словно лось; чинно ела из железной миски свой собачий ужин, и сворачивалась спать, укрывшись, словно Лисочка, хвостом. Однажды я позвала её к себе, на ночные пижамные посиделки у дивана. Бабушка, увидев нашу тёплую компанию, долго яростно ругалась:
- Ты ещё в постель собаку положи!!
Завершающие крики не затихли до конца в моих ушах, а собачки уж простыл и лёгкий след! Неслышно, словно тень, ускользнула она на свой коврик, и с тех пор ни разу ни за что не соглашалась повторить эксперимент, даже если бабушки на горизонте не виднелось.
Вот так мы с ней и жили - всегда вместе, всегда рядом, нога к ноге, без всяких поводков и опасений. Тем большим шоком обернулся день, когда я поняла, что Ладочка исчезла.
Уважаемые читатели! Просим вас выразить своё отношение к этой публикации, чтобы мы понимали, нравится вам или нет. Другие истории - и из жизни Бинго, а также о прочих четвероногих и двуногих вы можете почитать здесь, на Дзене, и в нашей инстаграмм-странице. Заходите на огонёк! С нами не соскучишься! 👌😘