Найти тему
Светлана Россинская

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЮБВИ: ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ И ГАБРИЭЛА МЮНТЕР

Литературное расследование жизни и творчества русского художника. К 155-летия со дня рождения (4.12.1866 - 13.12.1944). Фоторепортаж

«Если какая - то форма кажется невыразительной и, как о ней выражаются, «ничего не говорит», то это не следует понимать буквально. Нет такой формы - как и вообще ничего в мире, - которая бы ничего не говорила». Кандинский.

7 декабря 2021 года, в Литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти» состоялось литературное расследование «Василий Кандинский. Правда искусства и правда жизни». Оно было посвящено 155-й годовщине со дня рождения выдающегося русского живописца ХХ века, графика, теоретика и преподавателя изобразительного искусства.

-2

Художник умер в 1944 году. Истекшие с его кончины годы еще не успели создать сколько-нибудь значительной временной дистанции. Поэтому неудивительно, что многие зрители так до сих пор и не смогли найти подхода к его творчеству. И, несмотря на то, что он ввел в практику живописи качественно новое мышление, и поныне часто приходится сталкиваться с непониманием и отрицанием его творчества.

Читатели библиотеки посмотрели документальный фильм «Василий Кандинский. История одного художника» и на примере творчества юбиляра попробовали понять, что такое абстракционизм в живописи. Но даже после видеопросмотра вопросов все равно оставалось очень много.

-3

Почему Кандинский, юрист по образованию, доктор Московского юридического общества, вместо того, чтобы стать профессором Дерптского университета вдруг внезапно бросил открывающуюся перед ним блестящую академическую карьеру и посвятил себя живописи? Как могла повлиять на принятие такого решения состоявшаяся в Москве выставка импрессионис­тов и, в частности, картина Клода Моне «Стог сена»?

Почему словенский художник Антон Ажбе, в художественной школе которого учился в Мюнхене Кандинский, так странно отозвался о своем ученике: «Он какой-то чудак, очень мало напоминает художника. Совер­шенно ничего не умеет».

Почему художник - модернист, Франц фон Штук, возглавлявший влиятельное общество художественных выставок, картины Кандинского для выставки не взял? Чем мотивировал свой отказ и как поступил в ответ художник?

В свое время Василий Кандинский возглавил Новое мюнхенское художествен­ное объединение, идея которого была проста: существуют два мира, внут­ренний и внешний, и искусство - единственное, что их соединяет. Но критики не поняли правду искусства. «Крив­лянье, блеф, извращение и полное безумие» - та­ков был их приговор.

Почему же теперь картины, на которые публика времен Кандинского с упоением плевала, а владелец галереи ежедневно в связи с этим был вынужден после закрытия протирать полотна, сегодня по праву считаются украшением лучших му­зеев мира?

Какую роль сыграли в жизни художника его двоюродная сестра Анна Чемякина и 18-летняя Нина Андреевская? С чего началась и чем закончилась история любви Василия Кандинского и его музы - немецкой художницы Габриэлы Мюнтер?

Известно, что в 1933-м к власти в Германии пришел Гитлер. Современное искусство было объявлено «вырожденческим», «дегенеративным». В чис­ло «вырожденцев» попали Марк Шагал и Пабло Пикассо, Франц Марк и Август Макке, и, конечно же, абстракционист Василий Кандинский. Произ­ведения «дегенеративного» искусства подлежали изъятию из музеев и частных коллекций, а впос­ледствии -уничтожению. Нарушение этого постановления грозило их владельцам тюрьмой.

Как же удалось Габриэле Мюнтер спасти наследие одного из самых ярких художников XX века?

В ходе небольшого литературного расследования читатели смогли получить исчерпывающие ответы на все эти вопросы, а также похвастались собственными творческими работами.

-4

Итак…

Он какой-то чудак, очень мало напоминает художника

Кандинский довольно поздно понял, что его призвание - искусство. До этого озарения был юридический факультет Московского университета, увлечение этнографией, экспедиция в Вологодскую губер­нию. А еще - женитьба в 1892 году на Анне Чемякиной, двоюродной сестре по линии отца, ко­торая была старше Василия на шесть лет. Ему тогда было двадцать шесть.

Получив университетский диплом, Василий Кандинский был удостоен докторской степени и избран членом Московского юридического общества. А в 1896 году Дерптский университет (ныне - Тартусский) предложил ему профессор­ское место. Перед молодым ученым открывалась блестящая академическая карьера, но, Кандин­ский вдруг решил все бросить и посвятить себя искусству.

Спустя многие годы сам художник го­ворил, что тогда на него повлияли два события - состоявшаяся в Москве выставка импрессионис­тов, на которой он увидел полотно Клода Моне «Стог сена», а также исполнение вагнеровского «Лоэнгрина» в Большом театре.

Музыку Василий Кандинский знал прекрасно. Его отец, управляю­щий чайной фабрикой в Одессе, настоял на том, чтобы сын учился игре на фортепиано и виолон­чели. Рисованием Василий занимался в детстве тоже. Но лишь в тридцать лет, как писал он позже, «ри­сование и... живопись вырвали меня из условий действительности».

Кандинский уехал в Мюнхен. Поступил в частную художественную школу словенского художника Антона Ажбе, где учились многие молодые рос­сийские художники, в том числе Алексей Явленский, Марианна Веревкина и Игорь Грабарь. Учитель так написал о новом соученике: «Он какой-то чудак, очень мало напоминает художника. Совер­шенно ничего не умеет, но, впрочем, по-видимому, симпатичный малый».

Очень скоро Кандинскому стало мало того, что был способен дать своим ученикам большой цени­тель немецких вин Ажбе. В1900 году он поступил в престижную Мюнхенскую академию художеств, в класс Франца фон Штука, художника – модерниста, возглавлявшего Мюнхенский Сецессион - влиятельное общество художественных выставок.

Через год фон Штук в превосходных тонах отозвался о своем ученике, но картины его для выставки Сецессиона не взял, упрекая в «крайностях в красках». В ответ Кандинский создал свое общество художников, «Фаланга», которое видел по-настоящему свободной и гибкой художественной организацией, борющейся за новое «революционное искусство». При этом объединении открыли художественную школу. Кандинский преподавал в ней рисунок обнаженной модели и живопись.

Именно в эту мюнхенскую школу в 1901 году и пришла милая 24-летняя девушка, говорившая по-немецки с едва уловимым английским акцентом. Так началась история любви Василия Кандинского и Габриэлы Мюнтер.

-5

Учитель и его ученица

Габриэла пришла учиться живописи и не подозревала, что 36-летний Кандинский станет не только учителем, но и главным человеком всей ее жизни.

Родилась молодая художница 19 февраля 1877 года в семье Карла Фридриха Мюнтера и его обожаемой суп­руги Вильгельмины, урожденной Шойбер. Познакомились и поженились они в Америке, куда эмигрировали в разные годы: Карл - начинающим дантистом, а Вильгельмина - еще совсем девоч­кой, с родителями. Жизнь Габриэлы могла бы сло­житься иначе, если бы в 1864 году они не решили вернуться на родину.

Нельзя сказать, что детство Габриэлы было счаст­ливым: в девять лет она потеряла отца, а спустя год умер ее любимый старший брат, веривший в ее художественный талант и в ее блестящее буду­щее как художницы - именно ему она показывала свои первые работы.

Фрау Вильгельмина была женщиной необыкновенно мужественной. Она умела принимать удары судьбы и учила этому Габриэлу и ее сестру Эмми. Им очень пригодились эти уроки. Габриэле еще не было двадцати лет, когда сес­тры остались круглыми сиротами. В то время Габриэла уже училась в частной худо­жественной школе в Дюссельдорфе. Занималась с увлечением, но, когда ее и сестру пригласили к себе американские родственники, занятия при­шлось оставить.

В сентябре 1898 года Габриэла и Эмми отправились в Нью-Йорк, затем к другим родственникам в Сент-Луис, потом - к родне в Арканзас, оттуда - в Техас. Два года, прожитые в Америке, Габриэла не выпускала из рук свой аль­бом - рисовала вновь обретенных американских родственников, удивительную землю, на которой они живут. Ее наброски ярки и выразительны. Когда в октябре 1900 года сестры возвратились в Германию, Габриэла уже точно знала, что будет художницей.

В школе «Фаланга» она записалась сразу в два класса - скульптуры и живописи. Скульптуру преподавал герр Хюсген, живопись - русский по имени Василий. Спустя многие годы Габриэла вспоминала:

- Для меня было совершенно новым художественным впечатлением то, как Кандинский принципиально иначе, чем все другие преподава­тели, все подробно и основательно объяснял и воспринимал меня как сознательно устремленного к сво­им целям человека, способного ставить перед собой собственные задачи.

Кандинский изо всех сил старал­ся избегать в общении со своими учениками излишней жесткости, давления, диктата. Главное для преподавателя, полагал он, - дать раскрыться индивидуальности мо­лодого живописца.

Конечно же, он сразу понял, что у фройляйн Мюнтер несомненный талант.

-Тебя ни­чему нельзя научить. У тебя все от природы, - говорил он Габриэле. -Единственное, что я могу для тебя сделать. - это оберегать и пестовать твой дар, чтобы к нему не пристало ничего неверного.

И она была счаст­лива - у нее все получается, а учитель ее - прос­то чудо! Весной 1902 года Габриэла писала родс­твенникам:

- Наконец-то я нашла правильного, настоящего учителя.

А скоро ей стало ясно, что в Кандинском она нашла не только учителя...

-6

Время все расставит по своим местам. Подожди!

Летом 1902 года Кандинский вывез своих учени­ков в Кохель на этюды. Этот живописный горо­док ему очень нравился. Обычно он расставлял молодых художников по берегу озера Кохельзее, а потом объезжал учеников на велосипеде. Габри­эла решилась сопровождать его.

В то время жен­щины не катались на велосипедах, но она была девушкой эмансипированной и велосипед осво­ила еще в Америке. Эти совместные поездки их сблизили - долгие разговоры, купание в озере, остановки на отдых...

Кандинский не забывал, что он женат, но как тут устоять и не поддаться чувствам - ведь Габриэла смотрела на него с та­ким восторгом и преклонением! И она так молода, свежа и так талантлива! Он на­писал ее портрет, а ведь этот жанр не был его любимым. Он писал портреты только очень близких людей…

Гармония была нарушена, когда в Кохель приехала жена Кандинского. Он совсем не хотел ее волно­вать, делать ей больно, а потому попросил Габриэлу уехать из Кохеля. Их восхитительные прогулки остались в прошлом, но началась переписка. Когда осенью они вновь встретились в Мюнхене, привычка писать друг другу осталась.

Кандинс­кий писал «застенчивой маленькой Элле» каждый день: выплескивал на нее свои эмоции, свое ощу­щение одиночества и непонятости, свои мысли об искусстве, о последних работах и огорчался, ког­да ей что-то в них не нравилось. В письмах они были предельно откровенны.

В одном из них он признался, что более не представляет своей жиз­ни без нее и хотел бы, чтобы она была целиком и полностью «настроена на его волну». В дру­гом - ревновал: «Мне кажется, ты меня слишком мало любишь... Как же я одинок!.. Я никому не могу принести счастья!» В третьем - повторял, что любовь его растет с каждым днем, что он толь­ко о ней и думает. Но замуж не звал. «Время все расставит по своим местам, - говорил он Габри­эле. - Подожди...»

И она ждала, и вместе с тем ужасно мучилась. Ей хотелось ясности, ей претили эти встречи тайком, эти тайные поцелуи - она не собиралась ничего ни у кого красть, она просто любила его и хотела быть с ним рядом.

Она попыталась убедить себя, что готова при­нять уровень отношений «ученица-учитель» и не претендовать на большее. Но это было совсем не то, чего хотел Кандинский. В его письмах вновь зазвучали «мой нежный друг», «мое славное зо­лотое сердечко», «светлое мое счастье». И на его полотнах появились мужественные рыцари и пре­красные дамы.

-7

В Доме художников в Калльмюнце

А потом в их жизни был Калльмюнц. Этот город художники облюбовали еще в XIX веке, а в на­чале двадцатого сюда уже приезжали живопис­цы со всей Европы. Неудивительно, что местная гостиница, называвшаяся «У красного дрозда», была переименована в «Дом художников». В этой гостинице на улице Фильсграссе и поселились Кандинский с Мюнтер в 1903 году. Они приехали в город порознь, и их встреча произошла 19 июля.

Городок произвел на обоих сильное впе­чатление - они обошли все улочки, поднялись на гору и, потрясенные открывшимся видом, решили запечатлеть эту невероятную красоту на холсте.

Писали они и портреты друг друга. Вот на кар­тине Кандинского его Элла - в средневековом балахоне, который он сам ей придумал, спиной к зрителю. Похоже, ему не очень важно ее душев­ное состояние. Тут главное - решение чисто коло­ристических, композиционных задач. Иногда он обряжал ее в шляпу и платье, которые находил на местном блошином рынке, и она безропотно позировала ему, удивляя своим видом прохожих.

Габриэла же писала его, стараясь передать харак­тер и настроение любимого. В Калльмюице они окончательно решили, что должны быть вместе, Кандинский пообещал раз­вестись, и они обменялись кольцами.

- Я радуюсь тому времени, когда мы вместе занимаемся твор­чеством. По вечерам ты играешь, а я исступленно гравирую и гравирую. Ты со временем уже начина­ешь узнавать радость совместной работы, - го­ворил он Габриэле.

Но развод оказался делом долгим, официально Кандинский оформил его лишь в 1911 году. Габриэле пришлось мириться с не­лепым условием, выдвинутым Кандинским: он не хотел, чтобы его жена Аня и Габриэла хотя бы случайно встретились. Поэтому, когда он с Аней приезжал в Мюнхен, Габриэла по его просьбе уез­жала к своей родне в Бонн.

Родным она сообщила о «помолвке» ~ не могла скрыть свою радость. Но Кандинский, которого она уже называла мужем, совсем не торопился узаконивать их отношения. Из-за этого пребывание в доме родни с каждым разом превращалось во все более мучительную пытку - все чуть ли не хором убеждали ее: «За­будь о существовании этого русского, он только морочит тебе голову!».

-8

Путешествия, встречи, расставания… музыка, танцы и философия

А потом в жизни Кандинского и Габриэлы насту­пили годы странствий. Май-июнь 1904 года они провели в Голландии, откуда Василии вернулся в Мюнхен, а Габриэла отправилась в Бонн, где прожила полгода, ожидая, когда из Мюнхена уе­дет Аня. Потом они путешествовали три месяца по Тунису - экзотические места, старинные го­рода, развалины... Все было интересно и неверо­ятно живописно. Домой они возвращались через Италию, и в Вероне их дороги снова разошлись.

Им было хорошо во время этих путешествий - на поездах, кораблях, в отелях - но каждый раз все заканчивалось расставанием... Когда Кандинского не было рядом, Габриэла не могла работать. Страдал в разлуке и Кандинский. Его мучили угрызения совести - и из-за Ани, ко­торой он регулярно писал и часто навещал, и из-за Габриэлы, которую он делал несчастной, подчиняя себе и не давая взамен ничего, кроме страстных посланий, где называл ее богиней, источником жизни, ангелом-спасителем и божественным пос­ланником.

- Будь со мной, - просил он ее, - умо­ляю тебя, преклоняюсь перед тобой, моя звезда, мое сокровище, моя жизнь...

А потом наступала новая встреча, новый побег из семейного кру­га и - новая разлука... На немногих совместных фотографиях тех лет Габриэла редко улыбается, Кандинский - всегда. На людях он умел быть оба­ятельным, энергичным, легким и жизнерадост­ным, но, оставшись с Габриэлой один на один, не скрывал депрессий - Габриэла умела его успоко­ить, согреть своей любовью.

Зиму 1906 года они провели вместе в Италии, а за­тем поехали в Париж. Ходили на выставки, зна­комились с новыми течениями в искусстве, обсуждали фовистов, о которых тогда все говорили, и странного художника Руссо-Таможенника.

В Париже Кандинского вдруг стали мучить сомне­ния в том, что он делает, он сказал, что ему здесь душно, и решил уехать. Но тут всегда покорная ему Габриэла восстала. Ей в Париже хорошо. Она решила снова учиться. Ее новый преподаватель Теофил Штайнлен очень ее хвалит. Да и Кандин­ский заметил, что у нее сформировался ее непов­торимый стиль, художественный почерк.

Должно быть, ревность все-таки сыграла свою роль: после очередного путешествия, в Швейца­рию, Кандинский предложил ей пожить вместе в Берлине. Им было очень хорошо. Они обнару­жили, что, кроме живописи, их одинаково волнует музыка. Они вместе ходили на концерты, слуша­ли оперы и даже устраивали у себя музыкальные вечера.

В Берлине они посмотрели все постановки выда­ющегося новатора сцены Макса Рейнхарда. Кан­динский так увлекся театром, что сам захотел пос­тавить какой-нибудь спектакль. А Габриэла, попав на выступление Айседоры Дункан, вдруг пожелала учиться танцу. Записалась в балетную студию, но Кандинский ее отговорил.

При этом сам он, вдруг подпав под влияние теософ­ских идей, начал посещать модные лекции антропософа Рудольфа Штайнера, который признался, что Кандинский понял его идеи гораздо лучше других.

Мурнау - центр нового искусства

В июне 1908 года Габриэла и Кан­динский вернулись в Мюнхен и впервые не расстались. Они поселились в Мурнау, очаровательном местечке под Мюнхеном, в доме, который снимали их дру­зья - художники Марианна Веревкина и Алексей Явленский. Холмы, озеро Штаффельзее, чудесный вид на Альпы - место, откуда никому не хотелось уезжать.

На два года, с 1908-го по 1909-й, Мурнау стал центром нового искусства. Четыре выдаю­щихся и в будущем прославленных художника ра­ботали, любили, ревновали, страдали и обсуждали здесь пути развития живописи. Именно в Мурнау родилось новое искусство, которое стало настоя­щей революцией в культуре XX века.

Марианна Веревкина, глубокий мыслитель и замечательный художник, считавшая, что живопись - это «тайно­пись души», а основная задача искусства - «про­рвать земные границы», и Кандинский, идущий к абстракционизму, заложили здесь основы совер­шенно новой философии творчества. А Габриэла, работая рядом с Явленским, слушая его рассказы о Ван Гоге и других французских художниках, учи­лась чувствовать цвет, композицию.

В 1909 году Габриэла решила купить дом в Мур­нау. Кандинскому эта идея очень понравилась. Он признался, что готов провести в этом доме остаток жизни, Он ходил босиком по траве, с удовольствием работал в саду, расписывал стены. Часами наблюдал, как работает его «маленькая Элла», лю­буясь ее гордой осанкой. И писал ее портреты... Официально Габриэла стала владелицей дома 21 августа 1909 года. Это событие торжественно отпраздновали в ресторанчике «Роза» на берегу Штаффельзее. За столом рядом с Кандинским и Габриэлой сидели ее сестра Эмми с мужем и доч­кой, Марианна Веревкина и Алексей Явленский. Все было очень по-семейному.

Впереди предстоя­ла выставка Нового мюнхенского художествен­ного объединения, которое возгла­вил Кандинский. Идеологию Нового объединения Марианна Веревкина сформу­лировала так: «Правда жизни и правда личнос­ти - два электрических провода, которые рож­дают правду искусства». Кандинский развил эту идею в манифесте: существуют два мира, внут­ренний и внешний, и искусство - единственное, что их соединяет.

Первая выставка объединения, открывшаяся 1 де­кабря 1909 года, полностью провалилась. «Крив­лянье, блеф, извращение и полное безумие» - та­ков был приговор критиков.

Вторая, открывшаяся в следующем году, тоже успеха не имела. Кандинский рассказывал, что владелец галереи по вечерам, когда залы закрывали, вынужден был протирать полотна - публика с упоением на них плевала. Так были поначалу восприняты картины, ныне по праву считающиеся украшением лучших му­зеев мира.

Сразу после второй выставки Кандинский решил ехать в Россию - его пригласили участвовать в вы­ставках объединения «Бубновый валет». Худож­ника встретили восторженно, на выставках было не протолкнуться.

Кандинский решил задержать­ся. Он в полной эйфории.

Ты живешь... для себя, обо мне не ду­маешь…

А в письмах Габриэлы грусть и одиночество. Ей кажется, Кандинский ее забывает. Ей не хочется работать, апатия, неверие в себя... Ей так хотелось быть к нему побли­же, что она начала брать уроки русского языка.

Он приехал перед Новым годом, ко­торый отметили в доме Веревкиной и Явленского. Гости с увлечением об­суждали придуманный Кандинским альманах авангардного европейского искусства, название которого, «Синий всадник», родилось чуть позднее.

Немеций художник Франц Марк, участвовавший в этих жарких дискуссиях, писал:

- Мы были у Явленского. Весь вечер бесе­довал с Кандинским и Мюнтер - невероятные лю­ди! Кандинский даже превосходит Явленского по части личного обаяния. Я был совершенно сражен этим утонченным мужчиной, преисполненным внутреннего благородства, и был весь внимание. Легко могу понять, за что его столь пламенно лю­бит миниатюрная Мюнтер, которая мне чрезвы­чайно пришлась по душе.

Но вот пришло лето, и Кандинский вновь расстался с Габриэлой. Уезжая, он подбадривал ее, говорил, что нужно дать отдых чувствам, да только, похо­же, этот отдых был нужен лишь одной стороне, и отнюдь не Габриэле. Когда Кандинский уезжал, Габриэла с головой погружалась в работу над новым альманахом. Вела переговоры с авторами и типографиями, редак­тировала тексты, делала массу дру­гой рутинной, но необходимой работы.

Кандинский, похоже, не понимал, каких душевных сил ей это стоило. Замечал лишь, что у Габриэлы стал портиться характер. А она стра­дала из-за того, что их отношения с Кандинским постепенно перерастают в деловые. Тем не менее, она по-прежнему свято защищала его интересы, понимая, как важен для него успех в Европе.

Но когда в мае 1912 года альманах наконец увидел свет и вся Европа заговорила о «Синем всаднике», она не услышала ни слова благодарности. Зато он сообщил, что лето 1912 года они вновь проведут в Мурнау и будут вместе работать. Каки­ми бы ни были их личные отношения, Габриэла всегда признавала, что Кандинский очень трога­тельно относился к тому, что она делала в живописи, - в искусстве они всегда друг друга понимали.

В октябре Кандинский вновь отправился в Рос­сию. Габриэла, которой показалось, что он больше не вернется, не выдержала и написала ему в одном из писем: «Ты живешь... для себя, обо мне не ду­маешь». Он действительно сомневался, возвра­щаться ли ему. И ее жалобное письмо вызвало у него лишь раздражение.

Но вернулся, и весну 1913 года, а потом и лето 1914 года они снова провели вместе, в Мурнау. Почти не писали картин, трудились в огороде, стараясь не выяснять отношения, - так лучше. Кандинскому в ту пору было не до земной любви - он погру­зился в мистические теории, его волновал только грядущий апокалипсис.

И он настал - началась война. Все русские в Гер­мании разом стали нежелательными персонами и должны были в срочном порядке покинуть стра­ну. Уехали из Мюнхена самые близкие друзья - Веревкина и Явленский. Кандинский перебрался в Швейцарию. Вместе с ним поехала и Габриэла.

Она никак не ожидала, что в Цюрихе Василий сделает решительный шаг: скажет ей, что он уже давно видит в ней подругу, а потому в будущем жить вместе им уже не следует, зато они навсегда останутся друзьями,

Габриэла уехала домой, в Мюнхен. Можно пред­ставить, что творилось в ее душе, - она столько отдала этому человеку, ее столько с ним связыва­ло, и вот теперь все было кончено. Кандинский испугался за нее, пытался успокоить в письмах:

-Часто думаю о том, как тебе сейчас одиноко. Мне это очень больно. Тем не менее мне кажется, что предложенная мной форма отношений - наилуч­шая... Совесть мучает меня, равно как и сознание того, что многое, что я должен был сделать, не в моих силах, против своего естества я идти не мо­гу. Но время лечит. Вынужденно долгая разлука внесет ясность...

Загадочная русская душа?

И ей так хотелось верить, что она, эта ясность придет. Когда-то он обещал ей, что все будет хоро­шо, и за все годы жизни с ним она ни разу не поз­волила себе подумать, что он может лгать. И еще ей так хотелось стать его женой. Кандинский этого ее желания решительно не понимал - к чему вся эта бумажная волокита?

Размышляя о высоких материях, он не задумывался о том, как трудно было Габриэле жить в незаконном браке, когда все вокруг - и соседи в Мурнау, и ее родственники, и многие из их общих друзей - осуждали ее. Она была готова сказать «да», даже если Кандинский, решив выполнить обещание, предложил бы ей стать его женой лишь на один день и после свадь­бы тут же бы последовал развод. Она ждала их но­вой встречи, а Кандинский ее все откладывал, зато в письмах с удовольствием рассуждал о сущнос­ти любви:

- Любовь, согласно моему пониманию, должна быть безграничной и во всех отношениях плодотворной.

А затем утверждал, что Мюнтер его по-настоящему никогда не любила. Это она-то его не любила? И бедная Габриэла хваталась за то­мик Достоевского и читала, пытаясь понять - что же такое эта загадочная русская душа.

Я сам насчет себя заблуждался...

18 июля 1915 года Габриэла приехала в Сток­гольм - зная о трудном материальном положении Кандинского, она решила помочь ему, организо­вав выставку- продажу его работ. В ответ он ей написал:

- Я приеду, чтобы увидеть тебя. Я этого очень-очень желаю. Но я не могу с тобой жить, как раньше... Я тебя все время вводил в заблуждение лишь потому, что сам насчет себя заблуждался.

23 декабря они встретились. Оказалось, он не при­вез с собой ни одной картины, а потому, запершись на съемной квартире, принялся работать - ведь нужно было что-то показать на выставке. А она занялась тем, что сегодня назвали бы пиаром.

Наконец 1 февраля 1916 года выставка открылась. Кандинский сам комментировал свои работы, разъясняя зрителям смысл абстрактных компо­зиций. В целом мероприятие имело успех, удалось продать несколько картин, и критика была вполне доброжелательной.

А следом, в марте, прошла вы­ставка Габриэлы. Она была принята на ура, о ней написали все немецкие газеты, а одна из лучших художественных школ Берлина предложила Мюнтер место преподавателя.

16 марта Кандинский уехал в Россию. Как всегда, он обещал вернуться. Хотя уже точно знал, что расстается с Габриэлой навсегда. Но прямо и честно сказать ей об этом не смог - не хватило мужества. Это была их последняя встреча.

Еще некоторое время они переписывались, но письма его стано­вились все короче - у него появилась новая лю­бовь, 18-летняя Нина Андреевская, а в сентябре 1916 года, через две недели после знакомства, она стала его законной женой. Ни в одном из своих пи­сем к Габриэле он об этом даже не упомянул. А за­тем совсем перестал писать.

Габриэла испугалась, что с ним случилось страшное. Перед Рождеством

1917 года она сделала официальный запрос в Мос­кву. Ответа пришлось ждать долго, но в июне 1918 года она все-таки узнала, что разыскиваемое ею лицо «заявило, что находится в живых».

О, как убийственно мы любим, или Объем создают тени

А в 1921 году Кандинский снова появился в Герма­нии - с молодой женой. Прославленный художник, обласканный большевиками вождь авангардного искусства приехал по приглашению выдающегося немецкого архитектора Вальтера Гропиуса препо­давать в знаменитом Баухаусе - центре современ­ной архитектуры и всего передового искусства.

Габриэла была уверена, что Кандинский вспомнит о ней. Но он вспомнил не о ней, а о своих полотнах, оставленных в ее доме. А еще о своем велосипеде, одежде и других мелочах. И через ад­вокатов потребовал вернуть все это.

- Он ведет себя так, словно меня нет на свете, - написала тогда Габриэла в своем дневнике. Смертельно оскор­бленная, она написала ему гневное письмо, в котором напомнила обо всех его обещаниях и о его лжи. Письмо было очень длинным - 40 страниц. Она высказала все, что поняла про своего быв­шего учителя, друга, возлюбленного.

И он отве­тил - обращаясь к ней на Вы, как к чужому че­ловеку. Признал, что нарушил слово, просил его простить и обещал компенсировать все ее обиды материально - подарив ей свои картины. Переговоры - через адвокатов - продолжались еще 4 года.

В 1926 году Габриэла отправила Кан­динскому 26 ящиков с его вещами. А он в ответ прислал ей официальную бумагу, в которой говорилось, что он наделяет госпожу Мюнтер «полным и безусловным правом владения всеми работами, которые он ей оставил».

- У меня было сокровище - Кандинский, теперь у меня останутся только его работы, - писала Габриэла, которая так и не смогла вычеркнуть любимого из памяти и продолжала следить за его творчеством. И жизнью.

Когда нацисты закрыли Баухаус, Кандинский с Ниной перебрался во Францию. Он занимался живописью, писал статьи, общался с выдающимися авантардистами XX века - Мондрианом, Миро, Эрнстом, участвовал в международных ставках. В 1939 году ему дали французское гражданство. Так, французом, он прожил последние пять лет.

Он умер в 1944 году, пережив соратников по «Синему всаднику»: Марианну Веревкину - на шесть лет, а Алексея Явленского - на три года.

Его ждала огромная посмертная слава - монографии, изданные почти на всех языках, выставки, прошедшие почти во всех столицах, его картины заняли почетное место в лучших музеях мира...

А Габриэла? После разрыва с Кандинским она несколько лет не могла работать и снова взяла кисть в руки только в 1930-х годах. Возродиться к творчеству и вообще к жизни ей помог Иоханнес Эйхнер, философ и замечательный искусствовед, один из первых исследователей «Синего всадника», сумевший стать ей настоящим другом.

После разрыва с Кандинским у Габриэлы осталось более 90 живописных полотен маслом, 330 работ темперой, акварелью и рисунков, живопись на стекле, множество блокнотов с набросками и 300 офортов и литографий Василия Кандинского.

Кроме того, у нее хранились и ее собственные дневники, многолетняя переписка с Кандинским, документы по созданию альманаха и группы «Си­ний всадник» и работы художников, членов этой группы. До 1933 года она хранила все это в спе­циальном сейфе, который оплачивала из своего кармана.

В 1933-м к власти в Германии пришел Гитлер. Современное искусство было объявлено «вырожденческим», «дегенеративным». В чис­ло «вырожденцев» попали Марк Шагал и Пабло Пикассо, Франц Марк и Август Макке, и, конечно же, абстракционист Василий Кандинский. Произ­ведения «дегенеративного» искусства подлежали изъятию из музеев и частных коллекций, а впос­ледствии уничтожению. Нарушение этого постановления грозило их владельцам тюрьмой.

Вместе со своим верным другом Иоханнесом Эйхнером Габриэла забрала сокровища из хранилища и спрятала их в подвале собственного дома. Подвал был очень глубокий и сухой и вполне подходил для картин. Наследие «Синего всадника» хранилось в подвале дома Мюнтер до конца войны.

Все эти годы Габриэла не знала покоя. Она хорошо пони­мала, что с ней бы стало, если бы нацисты обна­ружили ее тайник. Но когда уже было ясно, что фашистская Германия доживает последние дни, начались налеты самолетов союзников, и у Габриэ­лы появились новые страхи - а вдруг бомба попа­дет в ее дом?

А когда город был взят, вооруженные американские солдаты принялись обыскивать до­ма в поисках спрятавшихся эсэсовцев. Наведыва­лись они - и не однажды - и к Габриэле и только чудом не нашли подвал. После одного из обысков Габриэла пошла в американскую комендатуру.

-Я - известная художница и очень прошу огра­дить меня от этих непрошеных визитеров и вне­запных обысков, - заявила она на прекрасном английском.

Габриэлу выслушали и дали «охран­ную грамоту». Так ей удалось спасти и сохранить значительную часть художественного наследия Кандинского и своих друзей. После войны Габриэла занялась живописью с такой страстью, как будто наверстывала упу­щенное. В ее работах - единство жизни природы и жизни человека, тонкие краски, душа и та са­мая удивительная гармония, к которой стремился «Синий всадник».

С годами ее искусство стано­вилось все более зрелым, в нем выразились противоречия XX века, его потрясения и трагедии, отображенные с такой глубиной, что Габриэлу Мюнтер по праву назвали одной из лучших не­мецких художниц XX века.

Кроме того, благодаря подвигу этой женщины картины Кандинского дошли до наших дней в целости и сохранности. И теперь, спустя 70 с лишним лет после смерти художника, мы можем судить о развитии абстракционизма в живописи 20 столетия.

Вместе с Эйхнером Мюнтер организовала фонд, ставший центром исследований авангардного искусства. А в 1957 году, в день восьмидеся­тилетия, она подарила все свое собрание картин, писем, документов мюнхенскому музею Ленбаххаус.

Последние годы Габриэла Мюнтер прожила в том самом доме в Мурнау, с которым было связано столько вос­поминаний. 19 мая 1962 года ее не стало. Похо­ронили художницу на местном кладбище при церкви Святого Николая, откуда открыва­ется замечательный вид на баварский городок, однажды ставший центром мирового искусст­ва.

Она ушла из жизни более 50-ти лет назад, но остались ее картины и замеча­тельный музей Ленбаххаус, ставший памятни­ком верности Габриэлы Мюнтер своей юности, творческим идеалам и любви к одному из самых ярких художников XX века.

ЛИТЕРАТУРА:

Его произведения:

1. Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б.Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. -М., 2001. Тираж 2300 экз.

2. Кандинский В. Точка и линия на плоскости/ Пер. с нем. Елены Козиной. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - С. 63-232.

О нем:

1. Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский)//Авангард 1910-х- 1920-х годов. Взаимодействие искусств. - М., 1998.

2. Азизян И.А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2. Столичный город. - М.: УРСС, 1998. – Стр. 66 -71.

3. Азизян И.А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. - М.: КомКнига, 2006. - Стр. 189-249.

4. Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936)// «Атеизм» и другие работы. - М.: Праксис, 2007. - С. 258-294.

5. Лакост М. К. Kandinsky/Мишель Кониль Лакост.- М.: Слово/Slovo, 1995.- 96с., с ил.

6. Опимах И. Время все расставит по своим местам"/Гала - Биография.- 2012.- №10.- Стр. 32-46.

7. Рейнгардт Л. Абстракционизм// Модернизм. Анализ и критика основных направлений.- М., 1969. - Стр. 101-111.

8. Сарабьянов Д.В. Автономова Н.Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время - М., 1984.

9. Турчин В. Кандинский в России/Валерий Турчин. - М.: Художник и книга, 2005. - 448с.

10. Шишанов В. А.Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918-1941. - Минск: Медисонт, 2007. - 144 с.

7.12.21. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com; 30-78-00